Найти тему

Не выплатили страховку по ОСАГО?! Рассказываем, как получить со страховщика 400к

Осенью текущего года Верховный суд вынес значимое решение для автовладельцев, которым страховые компании не выплатили страховку по ОСАГО или перечислили недостаточную сумму. Если собственник машины выигрывает дело в суде, страховщик обязывается оплачивать ему за каждый день неуплаты значительную неустойку, но ограниченную 400 000 руб., что соответствует размеру премии по ОСАГО. Подобная сумма образуется, в случае если судопроизводство длится в течение нескольких лет. Однако если ранее суды по заявлению страховой компании могли уменьшить размер выплаты в десятикратном размере, то в настоящее время без особых оснований снизить неустойку не получится.

По какой причине страховщик не оплачивает страховку по ОСАГО

Основанием для официального заявления Верховного суда явилась претензия нижегородца Сергея Андриянова. В 2018 г. в его праворульный седан Ниссан Глория врезался ВАЗ-21099. Водитель ВАЗа был признан виновником ДТП. Андриянов обратился в застраховавшую его компанию «Росгосстрах» по вопросу прямого возмещения убытка. Однако после осмотра поврежденного автомобиля страховщик оценил убыток в размере всего-навсего 900 рублей.

Автовладелец не был удовлетворен такой суммой. В августе 2018 г. он отправил страховой компании претензию о выплате суммы в 282 220 руб., а также о возмещении затрат на произведение технической экспертизы в размере 6000 руб. К претензии было приложено экспертное заключение со сметой на ремонтные работы по восстановлению авто. Однако страховая компания отказалась произвести выплату. В сентябре Андриянов подал иск в суд. В январе 2019 г. районный суд постановил, что ремонт автомобиля истца, действительно, должен быть оценен в значительно большую сумму, по сравнению с той, которую озвучивает страховщик. В конечном итоге, Андриянов выиграл дело. «Росгосстрах» выплатил ему страховое возмещение 277 864 руб, неустойку за период 20.08.2018 по 14.09.2018 в размере 20 000 руб., а также компенсировал моральный ущерб (1000 руб.) и судебные расходы. Кроме того, на страховую компанию был возложен штраф в 50 000 руб.

Как производится расчет неустойки при отказе в выплате по ОСАГО

Но и данный результат Андриянова не удовлетворил. По закону, страховая компания обязана возместить неустойку за каждый день с даты принятия претензии от автовладельца. Расчет производится следующим образом: каждый день прибавляется 1% от суммы ремонтных работ, которую суд предписал страховой компании выплатить собственнику авто. Датой отсчета считается день принятия жалобы. После этого у страхователя есть две варианта действий: оплатить и избежать суда или отказаться от оплаты и стать ответчиком в судебном процессе.

В ситуации Андриянова размер неустойки составил 491 819,28 руб. при расчете 277 864 руб. х 1% х 177 дней (с 15.09.2018 по 11.03.2019). Так как компенсация не должна превышать установленный предел по ОСАГО, то автовладелец уменьшил требуемую сумму до 400 000 руб. и отнял из нее уже перечисленные на счет 20 000 руб. В результате 23.01.2019 г. страховой компании была предъявлена претензия на выплату неустойки в 380 000 руб. «Росгосстрах» ответил, что предписанная судом сумма неустойки собственнику уже оплачена, и больше оплаты производится не будут.

В конечном итоге в 27.08.2019 г. автовладелец обратился в Службу финансового уполномоченного. Отметим, что в последнее время владельцы транспортных средств обязаны изначально обращаться к финансовому уполномоченному, а потом уже в суд. Однако в то время была в силе еще прежняя схема действий при подобной ситуации. В соответствии с законом об ОСАГО, представитель Службы постановил, что страховая компания обязана удовлетворить требование Андриянова. Но страхователь оспорил это решение, отказавшись выплачивать требуемую сумму.

Стартовала новая серия судебных процессов, в которых автовладелец проигрывал. Суд 1-й инстанции принял решение о том, что страховая компания оплатила установленную судом часть страхового возмещения с нарушением закона об ОСАГО и согласился с тем, что срок просрочки равен 177 дням. Также суд признал правомерность решения финансового уполномоченного и правильность обозначенной в требовании суммы в 380 000 руб. Но, в то же время, обратившись к статье 333 ГК, суд уменьшил размер неустойки до 25 000 руб. Отметим, что в данной статье речь идет о том, что уменьшить компенсацию можно при ее завышенности и извлечении неоправданной выгоды. В чем конкретно выражается завышенность, если сумму компенсации рассчитали в соответствии с законом об ОСАГО, суд не пояснил.

Решение суда 1-ой инстанции подтвердили апелляционный и кассационный суды. И лишь Верховный суд посчитал, что постановления судов предшествующих инстанции идут вразрез с нормами права, и признал правомочность требований автовладельца.

Порядок получения всей неустойки со страхователя

Позиция Верховного суда относительно снижения неустоек вызвала резонанс на рынке услуг автомобильного страхования. Причина бурных обсуждений связана с тем, что теперь у судов низшей инстанции не будет возможности безосновательно занижать размер неустойки, опираясь только на требование страхователя.

Однако почему, в принципе, возникают подобные разногласия? По мнению специалистов, расхождения в суммах компенсации, установленных страховщиком, независимым экспертом и финансовым уполномоченным, возникают по причине того, что специалисты страховой компании при техосмотре не учитывают скрытые дефекты, в то время, как эксперты их учитывают. Нередко несоответствие также возникает в случае, когда эксперт ряд повреждений не связывает с определенным дорожно-транспортным происшествием. В случае с Андрияновым финансовым уполномоченным была проведена экспертиза, по результатам которой независимые эксперты подтвердили, что все повреждения машины получены в результате конкретно этой аварии.

Что делать в случае несогласия автовладельца с решением страховщика

Если собственник авто считает, что страховая компания нарушает его права, то до обращения в Службу финансового уполномоченного, ему следует предъявить жалобу самому страховщику. Если этого не сделать, то финансовый уполномоченный не сможет рассмотреть заявление автовладельца.

В заявлении, адресованном страховой компании, следует четко изложить свои претензии. Документ передается в письменной или электронной форме. Страхователь должен изучить заявление и дать аргументированный ответ. Если через некоторое время конфликт не будет решен, то автовладелец имеет право обратиться к финансовому уполномоченному. Отметим, что согласно статическим данным, составленным по результатам работы финансового уполномоченного по всем требованиям к страховщикам за 2020 г., доля в 37,2% приходится на дела, выигранные потребителями. Еще по 14% жалоб рассмотрение остановлено по формальным основаниям.