6,6K подписчиков

Шотландская опера приносит извинения. На этот раз за искажение сценическим макияжем образа Мао Цзедуна

214 прочитали

Оказывается, не только "афроамериканцы" или "афроевропейцы" возмущаются своими карикатурными изображениями в театральных спектаклях. Нет! Глупость - штука весьма заразительная.

Как только не хвалили в 2020 году оперу Джона Адамса "Никсон в Китае" в постановке Национальной оперной труппы Шотландии:

Захватывающая дух ... волнующая ... сказочная ... блестящая ... эпичная ... потрясающее пение, отличная форма солистов хора, танцоров, актёров и оркестра ... демонстрация силы в чрезвычайно требовательной пьесе для зрителей, не говоря уже об актерском составе ... браво ... браво ... браво.

Несомненный успех и sold out.

Летом этого года постановка шотландцев была номинирована на премию за достижения в области искусства "The South Bank Sky Arts Award".

Фото с сайта theguardian.com
Фото с сайта theguardian.com

А это главные герои оперы. Роль Ричарда Никсона (он справа) исполнил американский баритон Эрик Грин, партию его визави - Мао Цзедуна - спел английский тенор Марк Ле Брок.

И если к "Никсону", по понятным причинам, вопросов не было, то образы Великого Кормчего и его сподвижников вызвали недовольство "либеральной" тусовки.

Проживающий в Лондоне, баритон и композитор Джулиан Чоу-Ламберт разразился гневной тирадой в Твиттере:

Yellowface* в опере должен быть остановлен. Это похоже на blackface**, но применительно к персонажам Восточной и Юго-Восточной Азии. Это оскорбительно и бесчеловечно для народов ESEA***. Люди из Оперы, пожалуйста, изучите это и исправляйтесь, наша индустрия здесь так отстала!

* yellowface - вид макияжа, придающий актёру азиатские черты лица

** blackface - грим для изображения чернокожего

*** ESEA - East & South-East Asian (Восточная и Юго-Восточная Азия).

И хотя, у композитора-баритона всего порядка трёх сотен подписчиков, "люди из Оперы" тут же бросились каяться и рассказывать всему миру о существующих преференциях для танцоров азиатского происхождения, о разнообразии в подборе артистов, об осознании своих ошибок и твёрдом желании исправиться.

На следующий день на арену выходит депутат от Лейбористской партии Сара Оуэн с "угрожающе-неудобными" вопросами:

1. Почему в постановке так мало людей из ESEA?
2. Почему у актёров преувеличенный макияж крылатых глаз? Классический yellowface.
3. Получала ли эта постановка какое-либо финансирование налогоплательщиков?
4. Почему это продолжается, тем более на сцене?

У народной избранницы двадцать одна тысяча читателей. Не дожидаясь появления следующего защитника "попранного достоинства" многочисленных азиатских народов, Шотландская опера рассыпалась в глубоких извинениях:

Мы глубоко сожалеем об оскорблении, вызванным кастингом нашей постановки ... Мы также приносим извинения за любые искажения, вызванные сценическим гримом ... Ещё раз приносим искренние извинения всем, особенно нашим сообществам ESEA.

и неловких оправданиях:

Например, мы намеревались изобразить председателя Мао старым и больным, и никоим образом не пытались изменить его этническую принадлежность.

Малоизвестная некоммерческая правозащитная организация BEATS, основанная выходцами из британской Восточной и Юго-Восточной Азии, работающих в театральной и киноиндустрии парирует:

Есть чёткие фотосвидетельства того, что практика yellowface была применена к танцорам в постановке: нанесение макияжа на белых исполнителей, чтобы они выглядели "более восточноазиатскими".
Как и блэкфейс, йелоуфэйс - это унизительная форма культурного присвоения, которая дегуманизирует тех, кого, как он утверждает, представляет.

В итоге театр посыпал голову пеплом и снялся с номинации.

Организаторы премии также поспешили с извинениями "за оскорбление, вызванное номинированием".

Шотландской опере для продолжения постановки требуется срочно найти соответствующих фактуре исполнителей. Я не знаю, насколько это сложно. Оперный критик Руперт Кристиансен обвинил театр в "трусости" и "нелогичности":

Покрывая себя рубищем и пеплом, он просит прощения в неистовстве бьющего по груди раскаяния - иронично напоминая идеологию Культурной революции, которую представляет опера.

На лицо политика двойных стандартов. Исполнять белого Никсона темнокожему певцу, значит, можно. А играть "жёлтого" Мао белому солисту уже харам, не кошерно, ай-яй-яй.

Становится немного тревожно за другие оперные произведения на юго-восточную тематику, например, "Мадам Баттерфляй" и "Турандот" Джакомо Пуччини и "Микадо" Артура Салливана.

Занавес!

Факты неодекаданса представлены также в публикациях:

Балет Чайковского признан расистским из-за Чая и Кофе

Священнослужитель потребовал полного запрета унизительного балета - Минкус и Петипа попали в опалу

Классическая музыка несёт в себе семена расизма - новый полемический тренд, поднятый волной BLM со дна человеческой глупости

Эти и другие статьи собраны в разделе Музыка и Политика полного КАТАЛОГА ссылок канала. Переходите, не стесняйтесь.

Несмешная байка в заключении:

Когда в 1959 году США посетила группа советских композиторов, Госдепартамент, ответственный за предоставление переводчиков, выбрал для этой работы настоящего русского князя.

На официальном приёме один из присутствующих спросил Дмитрия Шостаковича, не примет ли он сегодня приглашение на вечеринку в частном доме. Композитор попросил извинить его, так как он собирался этим вечером послушать "Мадам Баттерфляй". Князь же перевёл:
- Господин Шостакович сожалеет, но у него сегодня вечером свидание с миссис Баттерфляй.