Школьные и студенческие годы нередко называют наиболее счастливыми и самыми лучшими. Правда, часто студенты-неофиты не тянут нагрузку, впадают в уныние или депрессуют, стремятся во что бы то ни стало сократить пребывание на студенческой скамье и побыстрее начать работать.
Правда, аналогичные проблемы испытывают и ученики старших классов: трудно будет найти парня или девушку в 10-11 классах, которые не хотели бы уже завтра уйти из школы, расквитаться с едиными госэкзаменами и отправиться прямиком в крутой и престижный универ, где, манят новыми впечатлениями и знакомствами, их ждёт студенческая пора.
А стоит задать вопрос студенту, как тот распишет про ограничения свободы, скучные и унылые лекции, устаревших преподов и бесполезные учебники. В общем, хорошо там, где нас нет – и за порогом университета всех желающих ждёт перспективная работа с полной независимостью, отдельным кабинетом или хотя бы крутым опенспейсом и свободным посещением. Ах, да – ещё два раза в год командировки на Бали.
Нередко от университетов ждут так многого, что стресс и разочарование сопутствуют свежеиспечённому студенту ежедневно. А вот ответа на вопрос, что именно пошло не так, получить бывает непросто.
Оригинальный источник данного материала находится по ссылке . По вопросам образования за рубежом в школах, вузах, лагерях, курсах обращайтесь на http://smapse.ru/ или по телефону 8-800-775-54-97
От перемены мест слагаемых
Высшее образование не доносит до подростков мысль, что перед ними дивный новый мир и любой сделанный сегодня выбор можно поменять. К примеру, американская программа, где на первом-втором курсе преподают «свободные искусства», к этому пригодна в значительно большей степени — она прямо-таки провоцирует социальную мобильность.
Да и как тут не быть мобильным, когда Стэнфорд предлагает несколько тысяч вариантов бакалавриата, можно сказать, с индивидуальной подгонкой! А наши студенты в этом плане скованы планами, ограничениями, а главное – неизвестностью.
Работа с рынком труда, с донесением идеи, что на жизненном пути человеку нужно освоить самые разные навыки и компетенции, в российском образовании отсутствует. Между тем, университет – не ограничитель свободы, а её проводник.
Не хватает свободы
Множество программ в отечественных вузах готовят узкоспециализированных профессионалов. Но истина такова, что на реальной бирже труда твой успех зависит от количества навыков и компетенций.
В американском университете ты выбираешь совершенно произвольный набор курсов, по которым потом сдаёшь экзамены, курсовые, проверочные и другие работы. Ты совершенно свободен в праве посещения любых других курсов — для развития кругозора и смены оптики восприятия вселенной.
Ничего не препятствует поступать также и у нас. Но практики нет, и многие ребята попросту стесняются своего желания заглянуть вечерком на интересную лекцию на соседнем факультете.
Кроме того, учащимся высшей школы следует понимать и осознавать: за порогом есть жизнь, она другая. На занятиях об этом не расскажут, взаимодействию с реальным миром не научат. Универ – закрытая страта и сообщество, сколь велики бы не были кампусы. Студент Высшей школы экономики и его коллега из педагогического университета говорят на разных языках и живут иначе, не всегда понимают специфический локальный юмор, не говоря уже о традициях, обычаях и шутках. Даже если при этом тот и другой – филологи или журналисты.
Ценности университета и реального мира отличаются
В учебном заведении никто не расскажет, что отметки вторичны, а первичны опыт, знание и скиллы-компетенции. Очень часто дети, привыкшие к школьному формализму и палочной системе, по инерции продолжают действовать также и в институте. Поэтому на первых курсах так много девушек стремятся заполнить зачётные книжки пятёрками: юные бакалавры попросту не понимают, что их оценки никому не сдались. Иногда понимание истинного положения вещей приходит ближе к выпуску, но чаще уже после окончания вуза.
Стройная и понятная, доводящая до абсурда система отметок не учит человека должным образом распоряжаться временем, выбирать приоритетное и вторичное. Часто к сложным экзаменам готовятся за ночь, а потом искренне обижаются, что провалились. Недаром 60–70% отчисленных отправляются на вольные хлеба уже после первого курса.
И это ещё один серьёзный недостаток системы: психологи и поддержка подобного плана отсутствуют как класс. Экзамены, пубертатный возраст, процедура поступления – все эти вещи формируют вокруг абитуриента и первокурсника перманентный стресс.
Не сдал? Беда. Сдал? Вроде бы хорошо, ты поступил, но реальное положение вещей таково, что ты оказался в принципиально иной среде, существующей по новым, незнакомым правилам. Многим приходится менять город, селиться в общежитие или снимать жильё, впервые в жизни сталкиваться с трудностями быта, обслуживать себя. И всё это помимо учебной нагрузки: как тут не заработать стресс, депрессняк или хотя бы гастрит с язвенной болезнью? «Вышка» и некоторые другие университеты «первой линии» могут похвастаться центрами психологической поддержки, но таких мало, ресурсов не хватает. А как быть тем, кто учится за пределами Москвы и Петербурга?
Ты все понял не так, мой юный падаван!
Ещё одна серьёзная проблема – отсутствие практических навыков и цельного представления о работе большого научного коллектива. Двигаясь в направлении решения этой проблемы, российские университеты заимствуют опыт европейских и американских коллег, практикующих наставничество. Ведь в своём расписании вы не обнаружите дисциплины «планирование», не практикуются классные часы, даже брошюр с информацией и ответами на часто задаваемые вопросы нет. Все эти сведения следует добывать самим – выяснять, спрашивать, разыскивать, критически осмыслять и проверять. А ещё – быть готовым ошибаться и работать с ошибками.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Что отличает успешного студента? 7 привычек, который может выработать каждый
✅ По каким специальностям прибыльнее работать за границей, нежели в России?
✅ 5 черт американской школы XIX века, которые, слава Богу, ушли в прошлое
#Образование #россия #сша #учеба за рубежом #финансы #дети #политика #интересные факты #саморазвитие #мотивация