Военные соревнования в Спа (Бельгия) в 1938 году: поворотный момент для военных мотоциклов
[пер.] Данный обзор написан Кристофом Френо (Christophe Fresneau) - наследником основателя компании Bernadet, производивший коляски для мотоциклов в довоенный и военный период. Техническая информация предоставлена несколькими ведущими реставраторами мира, включая и наш скромный музей.
Перевод на русский язык - авторизованный.
Бельгийские соревнование 1938 года.
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вернуться на два года назад: с 15 по 17 июля 1938 года бельгийская армия организовала международные военные соревнования в Спа, Бельгия. В соревновании участвовали бельгийцы, французы, итальянцы и немцы. Англичане отклонили приглашение. Все страны отправили на гонку лучших водителей, некоторые даже подготовили акробатические номера для пропаганды использования мотоциклов в армии. Прототипы к гонкам не допускались, соревноваться могли только серийные мотоциклы.
Франция подготовила команду из 5 мотоциклов Gnome & Rhône 750 XA RM с коляской Bernardet Dragon Porté 1934-36 и плюс одной соло машины. (A означает Army, RM - Roue Motrice - Ведущее колесо, номерные знаки машин: XA M966 - M971). Все машины были прикомандированы к 6-й группе пулеметчиков Компьеня (Compiègne), под командованием лейтенанта Тириа (Thiriat). Выступлением акробатов руководил командир Ноенс (Noens). Машины были не такие резкие, как гражданские 750 X и все они были оснащены с колясками Bernardet Dragon Porté с приводом на колесо коляски.
Германия выставила на соревнования две команды мотоциклах BMW R12 с колясками.
Три итальянские команды выступали на соло версии Guzzi 500 вне зачета, т.к. участие одиночных машин противоречило правилам соревнований.
Бельгийцы подготовили 14 команд на мотоциклах FN и Gillet d'Herstal 720AB тип 372, все оснащенные с колясками с приводом на колесо коляски, а также сформировали 3 команды на одиночных мотоциклах Saroléa 600.
Соревнования проходили в течение 3 дней.
Первый день включал в себя 500-километровый круг по очень сложной внедорожной трассе, до того неизвестной участникам и напоминающей о Французских Кубках Перемирия (French Armistice Cups). Старт был дан по жребию.
Одной из главных трудностей, которую предстояло преодолеть, была заявленная средняя скорость - не менее 45 км/ч.
Не получили штрафное время 5 бельгийских команд из 14 и 1 французская команда из 6.
Обе немецкие команды, итальянцы, а также 1 одиночная бельгийская команда не смогли поддерживать требуемый темп и получили штраф.
Во второй день трасса была всего 23 км, но это были адские 23 км! Ни метра асфальтированной или грунтовой дороги! Только каменистые русла ручьев, крутые насыпи, трясины, броды и холмы с уклоном под 45%!
Одной из критических точек трассы был холм, который заканчивался грязным и скользким подъемом. Трасса в это месте была узкой, и мотоциклы с коляской могли проезжать только по одному за раз. Все команды, кроме французской, сделали несколько попыток подняться на него. Ни одна немецкая машина не смогла преодолеть препятствие своими силами и потребовалось 12 человек, чтобы затащить мотоциклы BMW R12 на холм. Остальным участникам приходилось ждать, пока каждый из BMW достигнет вершины холма, чтобы пропустить остальных.
Французская команда провела ослепительную демонстрацию под аплодисменты зрителей. Все пять Gnome & Rhône, взяв хороший разгон на старте, без проблем поднялись друг за другом. Главными победителями стали бельгийцы, которые великолепно продемонстрировали возможности и превосходство своих машин Gillet d'Herstal.
По итогу второго дня важно обратить внимание на разрывы между командами. Чтобы преодолеть эти 23 км, французам понадобилось 2 часа 30 минут, а немцам - 5 часов 30 минут!
Половина третьего дня должна была быть отведена соревнованиям акробатических фигур (свободным и запланированным), но ввиду задержки некоторых иностранных команд, конкурс запланированных фигур был отменен.
Перед аудиторией состоящей из офицеров и их семей были исполнены самые смелые свободные акробатические фигуры, такие как пирамиды от двух до шести человек, проезд на двух колесах на мотоцикле с коляской, замена колеса коляски во время движения, выполненные Марешалем де Логи Бизиау (Marechal des Logis Bisiau), переход с одного мотоцикла на другой, прыжки через огонь и другие.
Франция заняла третье место в этом соревновании, уступив двум бельгийским командам на Gillet d'Herstal 720AB type 372 с колясками.
Выученные немцами уроки
Это соревнование стало поворотным моментом в развитии военных мотоциклов. Униженный и впечатленный результатами бельгийских и французских мотоциклов, немецкий генеральный штаб попросил BMW и Zündapp запустить проекты по разработке моделей R75 и KS 750, которые поступили в производство только в 1941 году.
Так, в 1939 году немецкая армия попросила BMW модифицировать свой R12, выпускавшийся с 1934 года, так, чтобы он мог перевозить 3 человек с оружием и боеприпасами, т.к. колесные спицы R12 ломались при перегрузке.
Технические требования Армии были жесткими: запас хода 360 км, максимальный расход топлива 6,5 л на 100 км хода, бензобак на 24 л (вместо 14 л на имеющемся BMW R12), общий вес 420 кг, полезная нагрузка 460 кг (что казалось невозможным), но прежде всего, способность ехать куда угодно и даже стрелять из автомата на ходу.
Рудольф Шляйхер (Rudolph Schleicher) из BMW и инженер Поп (Pop) из Zündapp приступили к делу. BMW начала разрабатывать новые колеса, а Zündapp - новый задний мост. Инженеры быстро поняли, что на льду жестко приводимое боковое колесо имеет слишком большой крутящий момент.
Тогда им пришла в голову блестящая идея сконструировать асимметричный дифференциал, который не передавал бы одинаковый крутящий момент на два буксующих колеса. Благодаря этой разработке стало возможным ездить на мотоцикле с двумя ведущими колесами (что делает эти транспортные средства 3х2, в отличие от машин 4x4). Теперь можно было управлять тяжелыми мотоциклами не борясь с дополнительной инерцией от коляски.
Примечательно, что в то время крупнейшим заводом по производству мотоциклов в мире был DKW, наряду с Zündapp и NSU.
Zündapp KS 750 был готов первым, в декабре 1940 года. Месяц спустя машины обеих компаний были испытаны на тестовом поле в Виндсдорфе (Windsdorf). Задний мост, дифференциал, колеса, электрооборудование и аксессуары являются общими для обоих мотоциклов.
С другой стороны, рамы, двигатель, коробки передач, передние вилки, топливные баки и рули таковыми не были и должны были быть поставляться отдельно для каждой из моделей. Модель Zündapp, за исключением нескольких незначительных доработок, была признана удовлетворительной по результатам тестов. Было произведено 18 000 штук.
А вот модель BMW провалила тесты. Первоначально Мюнхенская фирма использовала двигатель с боковыми клапанами, но позже он был заменен на верхнеклапанную модель, вдохновленную моделью R66, но и окащался слишком резким для военной машины.
В итоге Генеральный штаб принял R75 с полусферической головкой цилиндра и распредвалом с уменьшенным подъемом кулачков. Около 18 000 BMW R75 было построено с мая 1941 года до бомбардировки завода в Айзенахе в начале 1944 года.
Военное время
BMW и Zündapp рекламировали новые мотоциклы, так как они намеревались продавать их гражданским лицам после окончания военных действий. На самом деле, первыми гражданскими лицами, которые их использовали, были испанцы. В конце 1942 года немецкий грузовой корабль груженный 1 800 мотоциклами BMW R75, направлявшийся в войска Роммеля, преследовали английские подводные лодки. Грузовое судно было вынуждено пришвартоваться в Бильбао (Bilbao). Англичане, проявив упрямство, устроили блокаду судна. Столкнувшись с возможностью быть потопленным, если он покинет порт, капитан судна предпочел продать 1 800 мотоциклов испанцам. Это объясняет, почему мы и сегодня видим в Испании мотоциклы, сделанные из частей R75.
Неожиданно эти машины полностью вытеснили мотоциклы того времени. Они обладали всеми усовершенствованиями, о которых только мог мечтать мотоциклист: асимметричный дифференциал, муфта на дифференциале, делающая оба колеса единым целым, зажигание от магнето, не зависящее от состояния аккумулятора, передача заднего хода (двухскоростная на BMW), 16-дюймовые колеса, более прочные, позволяющие использовать автомобильные шины (в частности, шины Volkswagen), гидравлические тормоза на заднем и колесе коляски.
На переднем колесе тормозная система была предусмотрительно защищена от грязи и снега. Диаметр тормозных дисков составлял 250 мм для 16-дюймового колеса, грузоподъемность 420 кг (хотя обычно они перевозили по 550 кг), десятиступенчатая коробка передач (восемь вперед, две назад) у BMW и шестиступенчатая (пять вперед, одна назад) у Zündapp.
Но Zündapp лучше поднимался на холмы, потому что “выдавал” максимальный крутящий момент на тысячу оборотов раньше, чем BMW.
В целом, характеристики этих двух машин были фантастическими по тем временам: они были способны, согласно первым немецким отчетам, ехать через лес и пробираться сквозь развалины разбомбленного города, чего не мог сделать ни один полноприводный автомобиль.
Мотоциклы поднимались по пандусам с уклоном в 50%, ехали по дороге со скоростью 96 км/ч. Они легко заводились при -30°C. Их двигатели, с очень низкой степенью сжатия, были рассчитаны на использование синтетического 74-октанового армейского бензина, а также бензина для грузовиков.
Двигатели были практически неразрушимы. При правильном обслуживании они могли пройти 120 000 километров без капитального ремонта. Здесь все было сделано для того, чтобы служить долго. Это был подход противоположный таковому у американской техники, где все делалось с расчетом то, что механизм будет выброшен после использования. Американцы запланировали изготовить так много запасных частей, что в 1976 году все еще попадались новые деталей.
В 1939 году Gillet d'Herstal выпустил модель 720AB тип 372. Его мощность возросла с 21 до 23 л.с., 2 цилиндра были почти раздельными для улучшения охлаждения. Бак увеличился с 17 до 20 литров за счет дополнительного “нароста”. Но двигатель, однако, был склонен к перегреву и расходовал почти 20л топлива на 100 км дороги в сложных условиях.
В конце 1939 года была готова новая версия Gillet d'Herstal 720AB тип 402. Вторжение в Бельгию не позволило наладить производство этой перспективной модели.
К тому моменту Франция заказала 2 400 мотоциклов, которые должны были быть оснащены колясками Bernardet. Модель 720 AB 372 (AB: Armée Belge) стала называться 720 AF40 тип 373 (AF: Armée Française), с автоматическим карбюратором, педалью включения привода колеса коляски вместо рычага. Сиденье пассажира убрали с мотоцикла, поскольку у французов была команда из 2 солдат.
К моменту немецкого вторжения с завода в г. Эрсталь (Herstal) сошло всего 745 экземпляров 373 AF40, но большинство двигателей сломалось после 3500 км... в основном это произошло на Восточном фронте, в СССР!
Оставшиеся после производства 373 AF40, которые не были реквизированы оккупационными войсками, были проданы бельгийской и люксембургской жандармерии с "дорожной" модификацией коробки передач, а также небольшое количество было отправлен в Венесуэлу.
Тем временем, Gnome & Rhône продолжил производство 750 XA2 с боковыми клапанами и некоторыми изменениями оси передней вилки. Было выпущено около 5 000 экземпляров, прежде чем завод переключился на знаменитый 800 AX2 оснащенный коляской Bernardet Dragon Porté и выпускавшийся до 1944 года.
Французская René Gillet никогда не занимался военным бизнесом, их 750- и 1000-кубовые мотоциклы, оснащенные колясками Bernardet Estafette или Dragon Porté 1-го поколения, использовались как есть, без специальных усовершенствований.
В это издание намеренно не включен бельгийский 1.000-кубовый FN M12a SM. Несмотря на то, что он был представлен на Брюссельской выставке 1937 года и был первым из всех 5 основных военных мотоциклов с ведущим колесом коляски и вдохновил других производителей в 1938 году, он был выпущен в количестве всего-лишь 1.180 экземпляров и выпускался только с 1937 по 1940 год, после чего завод был разбомблен союзниками. Немецкая армия реквизировала мотоциклы FN, которые под цветами вермахта дошла до Сталинграда.
[пер.] Также в данном обзоре не хватает еще одного бельгийского мотоцикла: Sarolea 38H, однако это мы исправим в одном из следующих постов. Их, кстати, было сделано всего 300 шт.