— «Ну нет, мистер, ты возьмёшь эту вершину, и плевать, что сломаны ноги!»
Корпоративная этика
Впервые в истории корпорация усыновила человека, сделав из его жизни шоу. Каждый шаг Трумана Бёрбанка отслеживает около пяти тысяч камер искусственного павильона.
За его жизнью следят миллиарды жителей Земли. Всё, что демонстрируется на этом уютном острове, можно купить. Но подавляющее большинство общества не смущает использование человеческой жизни ради бюджета «НВП среднего государства».
Таким образом режиссёры используют одну часть общества, внедрив им идею о благополучии, влиять на другую часть и объяснять в доступных формах заманчивый посыл, на котором растут чужие мечты. С помощью такого двухпедального агрегата и направляется общество в заданном направлении.
Естественно, режиссёры «уютного мира» считают свои действия благом для общества.
— «Я подарил Труману возможность жить полноценной жизнью»...
— «Мир должен быть таким, как Схэвэн».
Да, они любят повторять, что никого насильно не держат, и двери всегда открыты.
— «Если бы он твёрдо решил докопаться до истины, его бы ничто не остановило».
Верно! Двери всегда открыты, при условии, что человек свободен от внедрённого мышления и способен принимать взвешенные решения. Но режиссёры знают более изощрённые способы удерживать человека в рамках очерченного круга, чем банальные цепи и решетка. Это видимая цель. Но есть цепи невидимые. Вот с ними справиться намного сложнее.
Природа человека
С детства человек растёт любознательным. Ему всё интересно. Он быстро обучается, и способен сформироваться в сильное, здоровое и разумное существо. В его распоряжении опыт накопленный предками и человечеством в целом. Только манипулировать таким субъектом становиться невозможно.
— «Хочу быть первооткрывателем, как великий Магеллан».
— «Поздно, все уже открыто», — осекает Трумана преподаватель.
Труман, как любой ребёнок имеет мечту – путешествовать. Дух свободы и вкус открытий ещё силён в нём. Но эти стремления идут в разрез с корпоративными планами на его жизнь.
— «Нам приходилось придумывать способы, как удержать его на острове».
Таким образом, был придуман изощрённый способ надолго привязать его к острову. Инсценировка гибели его отца поселяет глубоко в безсознательном страх к путешествию по морю. Вариант авиаперелёта также блокируется сообщениями об авиакатастрофах, устрашающими плакатами в турагентстве и т.д.
Страх Трумана становиться его тюремщиком, хотя фактически, у него остаётся свобода воли, и он может уплыть в любую минуту. Манипуляция сознанием труднодоказуемая вещь. Номинально ты же сам совершаешь поступки... Тебя никто за руку не тянет, и к стенке не прижимает. Вот так, красиво и надёжно.
Импровизация
Единственное, что помогает Труману начать движение к освобождению — серия проколов, которые допускают сотрудники телешоу (пр.: сбой радиочастот в приёмнике автомобиля). Цепь случайных событий превращается в закономерность, которая пробуждает в Трумане скептика (одна ложь порождает другую, становясь всё заметнее). Он решает сделать в этот день то, что никогда не делал. Он нарушает привычный распорядок дня.
— «Когда я непредсказуем, они, как бы, теряют нить».
К счастью, Кристофу не удалось окончательно потушить в Трумане «божию искру». Даже Мэрил Бёрбанк(жена героя) не смогла подавить его сомнения.
Теория заговора
Труман обращается за советом к своему лучшему другу. Нелегко выходить из того мира, который был знаком тебе с детства. Сомнения отягощают. Естественно, заговора никакого нет. Всё надуманные домыслы. Ты хоть сейчас можешь выкинуть всё это. Но там-то ничего неизвестно, а тут всё понятно и просто.
— «Почему Труман до сих пор так и не понял, в каком же мире он живёт?
— «Мы принимаем реальность такой, какой нам её преподносят. Элементарно».
Необходимо проделать малоприятную работу, чтобы выйти из привычного круга мышления. Последним препятствием для сознания является страх.
Преодоление страха
Труману удаётся объегорить «большого брата» и скрыться от «всевидящего ока». Никто не ожидал обнаружить его на яхте.
И тут мы вспоминаем красивые речи о том, что вас никто не держит. Но что предпринимает Кристоф, понимая, что весь его дорогостоящий мир вот-вот рухнет? Конечно, он начинает всячески препятствовать побегу своего «сына». Даже ценой его жизни, которую увидят миллионы. Всё, что они утверждают, с лёгкостью стирается и забывается.
Труман выдержал своё испытание штормом. Он преодолел страх и освободился от невидимых цепей. «Папе» остаётся лишь последнее: рассказать «сыну» насколько страшный мир ждёт его по ту сторону двери, и что лжи там не меньше, чем здесь.
— «Тебе страшно, вот почему ты медлишь», — пытается уговорить его Кристоф.
Всё верно! Мир по ту сторону купола далеко не мечта. Но одно дело быть в том мире тварью дрожащей или свободным человеком?.. Для Трумана вопрос очевидный.
Красноречивый финал
В финальном эпизоде картины мы видим такую сцену: прерывается трансляция величайшего шоу на планете, а двое охранников сидят перед шипящим монитором и с зависшими лицами доедают свой паёк.
— «Что смотреть будем?»
— «А где там программа?»
Занавес.
Мирослав Творимиров©