Очень часто слышу от родителей одну и ту же фразу: "Вместо того, чтобы заняться чем-то полезным (читать, делать уроки, помогать по дому), мается этой дурью и ничего не делает".
Это про какую-нибудь компьютерную игру.
Конечно, полезной эту деятельность не назовешь. И в то же время важно понимать, что именно привлекает ребенка в данной конкретной игре.
Перефразируя известную поговорку, можно сказать так: скажи мне, в какую игру играет ребенок, и я скажу тебе, чего не хватает ему в реальной жизни. Игра может стать своеобразным проективным тестом. Вернее, не сама игра, а именно то, что является в ней для ребенка главным.
Например, игра в танки может привлекать возможностью победить противника, а может давать ощущение собственной мощи и силы. Один тринадцатилетний юноша знал все марки и историю создания каждой модели, представленной в игре, и благодаря этому знанию стал очень популярен среди одноклассников.
Так какие темы привлекают наших детей в играх?
1. Общение. Игры по сети, где участвуют все те же одноклассники. Тогда вообще неважно во что, лишь бы все вместе что-то делаем, переговариваемся, намечаем стратегию. Происходит это потому, что в больших городах стало не принято выпускать детей погулять. Даже если и встретятся они на улице - не очень понятно, чем заниматься, особенно когда холодно. А в гости дети начинают ходить самостоятельно класса с 3-4-го в лучшем случае. И то нечасто, мы же, родители, не очень настроены принимать у себя дома друзей своих детей. И потому, что шумят. И потому, что снова все утыкаются все в тот же планшет или компьютер, но уже сидя на одном диване.
Что делать
Запустить процесс освоения настольных игр. Иногда достаточно один раз сыграть вместе с компанией ребенка, а дальше они уже сами. Периодически организовывать ребенку и компании выезды на какие-нибудь квесты или лазертаги. В общем, инициировать общение в реальности.
2. Немного другая ситуация, если ребенок играет в сетевые игры с незнакомыми людьми. А привлекает его при этом все то же ощущение общения. Тогда стоит порасспрашивать, что происходит с контактами ребенка в школе. Может быть, они не очень-то складываются, или произошла ссора.
Что делать
Попытаться начать с малого. Организовать выезд в кино хотя бы двух-четырех ребят, которые хоть как-то общаются с вашим ребенком. Поговорить с учителем о том, что происходит и почему. Может быть, ребенок не сильно общительный и яркий, и никто в классе и не знает ни о нем, ни о его увлечениях. Тогда такая совместная поездка с последующим заходом в гости может запустить процесс лучшего знакомства друг с другом. Иногда бывает, что действительно в классе мало или вообще нет людей с похожими интересами или взглядами на жизнь. Тогда важно понять, каких братьев и сестер по разуму ищет ваш ребенок и, например, отправить его в лагерь с тематикой, близкой его интересам, или найти секции или кружки, где есть вероятность повстречать того, с кем можно подружиться. В любом случае, стоит поддержать ребенка в надежде на то, что и в реальной жизни можно найти людей, близких по духу.
3. Чувство компетентности и уверенности в своих силах. В играх ребенку особенно нравится организовывать пространства, строить города, распределять ресурсы. То есть там он уважаемый, спокойный, уверенный и САМ решающий. Понимаете к чему клоню? Ведь иногда мы определяем за детей все: когда вставать, когда ложиться, когда делать уроки, с кем дружить, на какие секции ходить.
Что делать
Обратить внимание, какие решения ребенок в своей реальной жизни принимает самостоятельно. На что он влияет, где чувствует себя компетентным. И если таких зон очень мало, попробуйте хоть в чем-то перекладывать ответственность на него. Пусть он сам решит, во сколько лучше всего встать, чтобы не опоздать в школу, и с какого предмета начинать приготовление домашнего задания. И если его решения будут не очень подходящими, попробуйте спокойно обсудить последствия и чтобы он сам скорректировал свои дальнейшие действия.
4. Сброс накопившегося раздражения. Больше всего ребенка вдохновляет процесс отрубания чьих-то голов или стрельба в чьи-то тела и/или разрушение чего-либо.
Что делать
Поговорить о том, кто или что достало его в этой жизни. Это могут быть конкретные люди-одноклассники, учителя, родители. А могут быть ситуации: неуспеваемость по математике, сам процесс каждодневного хождения в школу, разучивание гамм на пианино... Иногда стоит лишь вслух проговорить, что раздражает, и становится легче.
Конечно, при условии, что родитель спокойно все это выслушает и скажет в ответ что-то типа: «да, это действительно может доставать». Иногда напряжения в теле уже скопилось очень много. Тогда полезно выразить его, побив подушку или боксерскую грушу, чтобы отпустило. Ведь компьютерное мочилово не приводит к разрядке. Наоборот, в мышцах скапливается еще больше напряжения от прожитых глазами, но не совершенных действий. После сброса напряжения можно перейти к обсуждению, что делать дальше с этим конфликтом.
4. Потребность в создании чего-то своими руками. Ребенок раскрашивает раскраски, печёт пироги, выращивает огороды и цветы, создаёт керамические горшки.
Что делать
Конечно процесс выпечки пирожков и вышивания крестиком – более трудоёмкий и занимает больше времени. Так же всё это требует усилий и столкновения с собственным несовершенством на начальном этапе. Намного проще нажать на кнопку и получить красивый результат за три секунды, чем провозиться час и получить что-то невразумительное. Важно поддержать ребёнка в его начинаниях. Устроить выставку даже из самых несимпатичных работ начинающего скульптора (художника, повара и т. д.) Так же важно, когда ребенок приносит планшет и говорит: «Вот. Я сделал супер вазу!», давать ему адекватную обратную связь: «Не ты сделал, а программа. Вот рисунок мне на день рождения ты нарисовал и очень красивый, между прочим. Может быть ещё нарисуешь?»
В качестве вывода
Как вы заметили, причины, привлекающие ребенка в мир игр, могут быть очень разными. Важно расспрашивать детей о том, что их привлекает в этой игре, чему они больше всего рады. Иногда мы можем получить очень неожиданные ответы.
- Например, один шестнадцатилетний подросток считал, что, поучаствовав в сетевом турнире, он сможет выиграть 500 тысяч рублей и доказать папе, что необязательно только хорошо учиться, чтобы зарабатывать деньги.
- А спросив 8-милетнюю девочку о том, что ее привлекает в игре по выращиванию драконов, мы вышли на обиду за то, что мама обещала купить собачку, а потом не купила. И мама была уверена, что дочь смирилась и больше не мечтает о питомце.
- Одиннадцатиклассник, подсевший на игру, где развитие сюжета определялось выбором игрока, очень боялся ошибиться в выборе Вуза. Ведь это могло испортить ему всю жизнь.
Давайте попробуем разговаривать с нашими детьми об их переживаниях в этой компьютерной реальности, столь чуждой для многих родителей, но ставшей важной частью жизни для детей. Ведь, разгадав причины, манящие их туда, мы можем помочь реализации их потребностей в реальном мире. Тогда компьютерная игра станет всего лишь одним из способов проведения свободного времени, и перестанет быть порталом в Страну исполнения желаний.
Светлана Смирнова, #детский психолог
Если вам нравится тема детской психологии, добро пожаловать на наш канал.
Если вы при прочтении данной статьи сделали важное открытие, касающееся ваших детско-родительских отношений, то поставьте этой публикации одобрительную оценку - "палец вверх".