Гаражу особого назначения 100 лет. Впервые он так широко открыл свои секреты для широкой публики. Сегодня мы переместились на знаменитый ВДНХ. Здесь, сразу в трех павильонах, 52-м, 53-м и 54-м (по соседству с невероятно популярным павильоном "Космос"), открылся поистине уникальный Музея ГОНа. Так сокращенно называется экспозиция Гаража особого назначения Федеральной службы охраны РФ, который в народе именуют просто Гараж №1.
Самая главная спецслужба России
Часто в мире людей пугают всесильным КГБ, а также ФСБ. В действительности — откроем страшную тайну! - именно ФСО можно назвать всесильной государственной службой России.
Секрет тут в том, что именно она отвечает за безопасность президента РФ, то есть первого лица государства. Только у её сотрудников есть прямой допуск к телу. И, если надо, они всегда его прикроют...
Предшественником ФСО была знаменитая «девятка» - 9-е управление КГБ СССР. В августе 1991 года ее преобразовали уже в самостоятельное подразделение.
Обычно пишут, что ГОН - самая закрытая структура ФСО РФ. Но поскольку в этом году Гараж №1 отмечает свой 100-летний юбилей, было решено приоткрыть кое-какие внутренние секреты.
Просторный Музей ГОНа на ВДНХ, занявший три павильона, уже назвали главным хранителем его истории. Кроме того, многофункциональный выставочный комплекс превратился в серьезный центр по изучению не только отечественной, но и мировой автомобильной промышленности.
"Мерс" для императора
Скажем, российский император Николай II передвигался на Mercedes, который был еще на цепной тяге, как у велосипедов. А вот основатель первого в мире социалистического государства В.И. Ленин предпочел Rolls-Royce модели "Серебряный призрак".
Как известно, в какой-то момент советское правительство переехало из Санкт-Петербурга в Москву, а именно в Кремль. Именно с ленинского "Серебряного призрака" и ведет свою столетнюю историю Гараж особого назначения ФСО РФ, который возглавляет генерал Владимир Макаров.
Есть у этого суперсекретного подразделения и свой главный историк Сергей Девятов. Конечно, он знает немало интересных фактов, связанных с машинами первых лиц.
Колеса в дефиците
До "Серебряного призрака" у Владимира Ильича еще в Петрограде была французская ретромашина Turcat-Mery. Примечательно, что ее даже угоняли от Смольного.
На одной из фотографии Владимир Ильич позирует в кабриолете Rolls-Royce. Но после покушения Ленин решил больше не рисковать, выбрав закрытый вариант. Новый Rolls-Royce 1914 года выпуска купили в Великобритании.
Правда, «англичанин» был бэушный. Ведь в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции в стране, как известно, была разруха. Машины оказались страшнейшим дефицитом. Это касалось даже «колес» для высшего руководства Советского государства.
Поначала Иосиф Виссарионович Сталин был вынужден использовать машину своего предшественника. Но потом для него приобрели Packard, который доставили из-за океана. Правда, американскую машину как следует доработали.
Безопасность на первом месте
В первую очередь это касалось безопасности. Тогда все хорошо помнили о покушении на Владимира Ильича. В итоге сталинский Packard превратили в настоящую непреступную крепость на колесах. Кругом была броня.
Вставили многослойные стекла. Толщина каждого — 7 сантиметров. Стекла в дверях были такими тяжелыми, что поднимались с помощью домкратов.
С тех пор бронезащита на автомобилях первых лиц стала абсолютной нормой. В конце 30-х годов на службу в Гараж особого назначения были приняты первые отечественные бронированные лимузины ЗИС-101.
Во время Великой Отечественной войны автомашины Гаража №1 то и дело совершали многочисленные поездки в прифронтовые районы, чтобы отслеживать обстановку на местах.
Три знаменитых конференции
А потом именно сотрудники ГОНа осуществляли транспортное обслуживание трех самых знаменитых международных конференций — Тегеранской (1943), Ялтинской (зимой 1945-го) и Потсдамской (летом 1945-го).
В первые послевоенные годы Гараж №1 помимо охраняемых лиц обслуживал также разнообразные правительственные мероприятия: скажем, парад физкультурников на стадионе «Динамо», празднование 70-летнего юбилея товарища Сталина в Большом театре СССР.
В 1949 году персональной машиной Иосифа Виссарионовича стал отечественный ЗИС-115. Это был уже по-настоящему серийный автомобиль, но, понятное дело, данный экземпляр обеспечили всей необходимой спецзащитой.
Разработка серии началась на заводе имени И. В. Сталина еще в конце 1942 года, то есть во время Великой Отечественной войны. Всего до 1950 года было собрано свыше пятидесяти таких бронелимузинов. Автомобиль ЗИС-115 использовали и другие высшие руководители.
Скажем, на одной из редких фотографий запечатлен момент, как министр иностранных дел СССР В.М.Молотов и его первый заместитель А.А.Громыко в 1954 году в Женеве садятся в лимузин этой марки. Позднее данная модель имелась в гаражах лидеров многих европейских и азиатских стран, дружественных Советскому Союзу.
Мотоциклетный эскорт
Примечательно, что с приходом Н.С. Хрущева, большого любителя общаться с народными массами, была прекращена практика использования закрытых и супербронированных машин. Была возрождена традиция поездок в более легких открытых лимузинах.
Персональным автомобилем Никиты Сергеевича стал ЗИС-110Б. Тогда же появилась и мода на торжественные встречи высоких гостей и проезды кортежей из аэропорта «Внуково» в Московский Кремль.
Кроме того, открытый ЗИС-110Б стал первой гражданской автомашиной высшего уровня, которая приняла участие в военных парадах на Красной площади.
Появился эскорт мотоциклистов
Никита Сергеевич был инициатором еще одного нововведения: он учредил Почетный экспорт мотоциклистов. Впервые с “кремлевским размахом” (так напишут в газетах) 1 июня 1956 года встречали руководителя Югославии Иосипа Броз Тито.
На другом снимке видно, как в 1957 году китайский лидер Мао Цзедун и Председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ворошилов в ЗИС-110Б следуют в Пекин после встречи в аэропорту.
На третьей фотографии уже сам Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета министров СССР Никита Сергеевич Хрущев, а также император Эфиории Хайле Селассие I в сопровождение Почетного эскорта мотоциклистов в 1959 году едут в ЗИС-110Б по Москве.
«Чайка» с мобильником
В 1960-1970-х годах на службе в ГОНе состояли самые лучшие отечественные автомашины, в том числе красавчик ГАЗ-13, который все называли не иначе, как «Чайка». Этот автомобиль в Советском Союзе считался "министерским".
Тем не менее после определенного срока эксплуатации его передавали в народное хозяйство, как тогда говорили. Особенно "Чайку" полюбили ЗАГСы, поскольку ее с удовольствием заказывали на свадьбы молодожены.
Но, конечно, вся секретная начинка заранее изымалась. Кстати, как выяснилось, в советские времена высшие должностные лица пользовались... мобильными телефонами. Да-да, именно так.
Правда, такая система радиосвязи была не только дорогой, но и весьма громоздкой: она занимала чуть ли не весь багажник. Поэтому полагалась только весьма узкому кругу людей. Которые запросто звонили во время поездки.
Постсоветские «Мерседесы»
Самыми неуязвимыми из всех отечественных правительственных автомобилей были лимузины марки ЗИЛ. Они считались официальными машинами советского руководства вплоть до 1991 года, когда Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич поставили крест на СССР. Последним в семействе автомобилей высшего уровня стал ЗИЛ-41052.
В лихие 90-е годы Гараж особого назначения перешел на марку «Мерседес». Однако в 2013 года стартовал проект «Единая модульная платформа».
Его результатом стал выпуск новых родных автомобилей представительского класса Aurus. Название получилось путем сложения двух частей: au — «золото», а rus — сокращение от Russia.
7 мая 2018 года Владимир Владимирович Путин прибыл на торжественную церемонию вступления в должность президента России уже на машине Aurus Senat.
В честь Сенатской башни
Бронированный лимузин сегодня является основным служебным автомобилем не только главы государства, но и премьер-министра России. Имя для модели было выбрано по названию Сенатской башни Московского Кремля.
Саммит Россия — США в Хельсинки 16 июля 2018 года стал первой зарубежной поездкой президента России, где был задействован автомобиль Aurus. А на другой фотографии В.В.Путин въезжает в 2018 году на лимузине во двор Елисейского дворца в Париже.
9 мая 2019 года на Красной площади впервые можно было увидеть два двухдверных кабриолета «Аурус», которые приняли участие в традиционном ежегодном Параде Победы.
С сентября 2020 года Aurus Senat начали использовать в официальных мероприятиях глав субъектов Российской Федерации. В частности, белоснежный седан можно было увидеть во время инаугурации президента Республики Татарстан.
Aurus для прощания
А во время прощания 10 сентября с трагически погибшим главом МЧС Евгением Зиничевым был замечен созданный на базе Aurus Senat катафалк.
Разработкой похоронной машины занимались тоже в ФГУП НАМИ - ведущей научной организации России в области развития автомобилестроения. Эта машина носит название Aurus «Лафет». Ее длина составляет 5,63 метра.
Примечательно, что сегодня «Аурус» может купить любой желающий. Еще в конце февраля 2021 года администрация официальной группы Aurus Russia в социальной сети ВКонтакте сообщила, что предварительные договоры заключаются исходя из стоимости за машину в размере 22 миллионов рублей.
Это примерно 296 тысяч долларов США. Вскоре, 23 апреля, появилась новость о том, что Aurus в правительственном кортеже премьер-министра Российской Федерации Михаила Мишустина попал в серьезную аварию на Рублево-Успенском шоссе с участием шести машин, включая автобус. Правда, бронированный Aurus Arsenal особо не пострадал.
Ну а самым необычным экземпляром Гаража особого назначения можно назвать охотничий легковой вездеход «Волга» Леонида Ильича Брежнева.
Этот спецавтомобиль ГАЗ-24-95 использовался для транспортного обслуживания Генерального секретаря ЦК КПСС, который прославился тем, что лично любил сидеть на рулем.
В 1974 году после успешных испытаний чудомашину передали в распоряжение ГОНа, переправившего “Волгу” на территорию охотничьего комплекса «Завидово».
Благодаря своей уникальной конструкции эксклюзивный вездеход запросто преодолевает не только самые сложные грунтовые дороги, но и практически не замечает поваленные деревья...
Остается только поздравить Гараж №1 с 100-летним юбилеем. Если будете в Москве, советую посетить Музей ГОНа на ВДНХ. Уверен — не пожалеете!
Все фото из архива ГОНа, редакции "7 секретов"
Читайте другие статьи автора:
В Музее ретро-автомобилей немало уникальных раритетов
Истребители в Музее техники Вадима Задорожного
О Рижском музее Ленина: латыши содержат его за свой счёт
В холодной Латвии выращивают виноград. Она даже попала в Книгу рекордов Гиннесса