Чтобы остановить советские подводные лодки, прорывающиеся в Балтику, в мае 1943 года враг выставил в Финском заливе противолодочное заграждение. Это была двойная сеть из стальных тросов, которая тянулась от одного берега до другого и от поверхности моря до самого дна. Как считал противник, преодолеть это заграждение было невозможно.
Находившееся восточнее сети минное поле «Насхорн» враг дополнительно усилил глубоководными морскими минами. Однако командование советского Балтийского флота было убеждено, что лодки могут прорваться в открытое море, поэтому искало способы решения этой сложной задачи. Одним из них была бомбардировка заграждения авиацией и последующий прорыв подводной лодки в образовавшуюся брешь.
Вторая субмарина должна была выпустить в сеть торпеды, передать координаты повреждений в штаб и вернуться на базу. Эта задача была поручена лодке С-9 — подводному кораблю с богатым опытом боевых походов.
Четвертый поход С-9
К 1943 году С-9 побывала уже в трех таких походах. Подлодка повредила 2 немецких судна, не раз была атакована вражеской авиацией, ее таранил пароход немцев. Дважды субмарина тонула. Первый командир «Эски» Сергей Рогачевский погиб — его смыла с мостика рубки штормовая волна. Однако лодка прошла через все испытания и всегда возвращалась на родную базу. Экипаж лодки был опытным. Командиром С-9 стал Александр Мыльников, и лодка вновь была готова идти навстречу опасности.
30 июля 1943 года С-9 вышла в боевой поход от базы на о. Лавенсари. Чтобы подойти к противолодочной сети, лодке предстояло форсировать мощное минное поле «Зееигель», погубившее немало советских подводных лодок, а затем и второе минное поле — «Насхорн».
Немцы считали, что «Насхорн» обеспечивает стопроцентное уничтожение подводных лодок. Однако С-9 прошла его, достигла сети и выпустила в нее торпеды. Командир передал об этом радиограмму на базу. Донесение состояло из координат точек, в которых при приближении к заграждению были обнаружены мины. Кроме того, Мыльников передал координаты, по которым были выпущены торпеды. И несмотря на то, что они взорвались, разрушений обнаружить не удалось.
Как и было предписано, лодка отправилась на базу. На обратном пути С-9 нужно было пройти центральную часть Финского залива, преодолеть минное поле «Зееигель» и встретиться со сторожевыми катерами в Нарвском заливе. Однако в точку встречи 13 августа подлодка не пришла.
Долгое время о пропавшей подводной лодке ничего не было известно. 4 сентября 1943 года на побережье о. Сескар было обнаружено тело моряка-подводника в водолазном снаряжении. Оказалось, что погибший — член экипажа С-9 старшина второй статьи Кирилл Дикий. Его опознали по ордену Красного Знамени на одежде. Стало ясно, что лодка погибла вместе с экипажем. Однако обстоятельства гибели С-9 удалось восстановить лишь через 70 лет.
Пропавшую «Эску» нашли дайверы Разведывательно-водолазной команды
Попытка найти пропавшую субмарину была предпринята в 2013 году. Поисковики полагали, что нужно встать на маршрут лодки и двигаться по нему в обратном направлении — от о. Лавенсари в сторону эстонского берега.
И действительно, подводная лодка была обнаружена через несколько часов поиска на 45-метровой глубине. Она лежала на песчаном грунте, на рубке дайверы нашли бронзовую литеру «С» и цифру «9».
При осмотре корпуса лодки дайверы установили, что носовой торпедный аппарат открыт — это значит,что через него моряки пытались покинуть затонувшую субмарину. Корпус лодки был снизу разломан поперечными трещинами: подобные повреждения возникают в случае подрыва на донной мине.
Что случилось с советской подлодкой С-9?
Осмотр остова подводной лодки и документы из архивов позволили восстановить всю цепочку событий.
8 августа лодка получила приказ идти на базу.На обратном пути она вновь успешно форсировала минное поле «Насхорн». Как стало ясно из архивных документов противника, субмарина была обнаружена финским дозорным кораблем. Корабли финнов начали преследование подлодки, но ей удалось оторваться.
Очевидно, днем 13 августа С-9, находящаяся в подводном положении, начала преодолевать «Зееигель». К несчастью, лодка наткнулась на донные мины, которые противник выставил еще в 1942 году. С-9 прошла в 5 метрах над одной из этих, но даже 15 метров было достаточно для срабатывания детонатора. Произошел взрыв.
Донная мина ТМБ содержит 560 кг взрывчатки. Даже через толщу воды взрыв такой мины наносит подлодке серьезные повреждения. Корпус лодки пошел поперечными трещинами, и покалеченная «Эска» осела на дно.
Несмотря на этот чудовищной силы взрыв, в лодке оставались живые люди. Они не впали в панику и предприняли попытку покинуть лодку. Нескольким советским подводникам удалось выйти из погибшей лодки через носовой торпедный аппарат. Но шансов спастись у них не было — до о. Лавенсари оставалось больше 30 км, которые невозможно было преодолеть вплавь.
На борту подлодки было 46 членов экипажа. Они героически встретили смерть в холодных водах Балтийского моря. Эти люди навсегда останутся в памяти грядущих поколений. Дайверы РВК прикрепили к корпусу лодки табличку с именами погибших моряков.
Фильм о подводной лодке С-9:
-----
Другие наши публикации о поисках подводных лодок на Балтике: