В этой статье я максимально подробно расскажу как мы жили в СССР, что было хорошо и чего нет сейчас у современного человека.
Просто я расскажу как мы жили после войны и что происходило в стране в те далекие годы в Казахстане.
Родился я в 1946 году, мой отец служил в авиашколе которая была переброшена в Казахстан и готовила для фронта летчиков. Мой отец был инструктором по вооружению самолетов, призывался из Ленинграда где родился и где во время блокады погибли его родители.
После войны отец женился на дочери директора МТС(машинотракторная станция). Маленькая железнодорожная станция Уральской железной дороги в сорока километрах от города Кустанай Казахской ССР. Рядом вырос поселок в котором жили русские и переселенные немцы и кавказцы.
Мой дед прошел гражданскую войну и был директором МТС. Это был человек строгих правил, не отличался многословием, но любил поспорить о политике. Затулин Ефим Иванович, украинец, коммунист и орденоносец отработал 18 лет на своем посту, пережил годы репрессий и Вторую мировую войну.
Мы год (1947) прожили в Ленинграде, который в то время возрождался из руин и хорошо снабжался продуктами и даже детскими игрушками. Не знаю причину по которой родители вернулись в Казахстан.
Детство мое почти не отличалось от сверстников с которыми я проводил время. Мы играли в различные игры того времени и войнушку тоже.
В пять лет я освоил лыжи, у сверстников были самодельные лыжи с загнутыми на пару носами. У всех были санки на которых возили воду из колонки, вот на них зимой и катались. Вечером все в снегу возвращались домой поэтому и болели редко. Сейчас горку можно увидеть на Новый год.
В 1952 году первого сентября мы пошли в школу. Кто в чем мог, но лет через 5 ввели форму для школьников. Это наверное из царских времен переняли когда гимназисты носили единую форму.
В те времена не готовили детей к школе с пеленок, всему учились в школе. Пол года выводили буквы карандашом, а с Нового года, после каникул, стали писать чернилами. Отличительной чертой первоклассника были чернильные пятна на одежде и руках и даже на лице. Постепенно научились читать по слогам.
В библиотеке выбирали сказки и рассказы для детей и читали. Шло время, пришел март 1953 года. Однажды по радио услышали сообщение из Москвы - умер наш вождь И.В.Сталин. Плакала учительница, плакали и мы, но видно зря. К власти пришел Н.С.Хрущев и сразу выступил с осуждением политики Сталина и снял все запреты.
Правда перемен в лучшую сторону не наблюдалось. Гардероб мужчины того времени это кирзовые сапоги, телогрейка и шапка с мехом цегейки. Женщины носили то же самое, правда еще были кофты и платья. Родина не забыла о трудовом народе, в магазинах появились новые товары и появились новые продуктовые товары.
В 1954 году с криками - Мы покорим тебя целина!, в Казахстан помчались эшелоны с добровольцами, что мы наблюдали прямо из класса в окна своей школы. Это были пассажирские поезда и вагоны - теплушки. Одетые во что попало добровольцы были счастливы. Хрущёв точно рассчитал направив добровольцев весной в Казахстан.
В 1954 году вторым , а потом и первым секретарём ЦК партии Казахстана был назначен Л.И.Брежнев. В Казахстан стала поступать сельскохозяйственная и автомобильная техника. Строились совхозы, упразднялись колхозы, колхозникам наконец то выдали паспорта, а колхозы стали отделениями совхозов.
Даже нам, школьникам было понятно, что страна стала богаче, степь ожила и стала давать урожай зерновых, из Казахстана шли поезда- рефрижераторы с тушами мяса выращенного на совхозных фермах. Целина принимала новых добровольцев и демобилизованных воинов.
В нашей школе организовался школьный МТС, зимой мы проходили дополнительное обучение, весной сеяли зерновые на своих двух гектарах земли, а осенью убирали урожай. Была в школе и лошадь с телегой и санями на которой ездил завхоз по хозяйству. Школа приобрела новую мебель и столы.
За работу на полях мы получали зарплату и ездили на экскурсии, помогали бедным семьям и старикам по хозяйству. Мы делали добрые дела и родители были довольны. Рядом с нашей станцией строился новый совхоз со школой десятилеткой и закончив семь классов все переходили в десятилетку.
А я жил с дедом и дядей который занимался радиотехникой и фотографией. Сначала я смотрел и что то делал по пустякам что то и как оказалось мне это очень пригодились в жизни. Оказывается пример старших или родителей очень важен в воспитании ребенка. Уже в зрелом возрасте встречались родители которые вели себя недостойно, но за подобное наказывали детей.
Представьте два мужчины в доме подросток в доме где у каждого были свои обязанности. Прополка картофеля, уборка комнат было на мне, ну ещё надо было мыть посуду. Мне выделяли деньги на кино, летом я ездил в пионерлагерь. После седьмого класса дет отправил меня учиться в Алма-Атинский электро техникум связи.
Уже перед окончанием учёбы дед умер и я понял что остался один, хотя родители мои были живы и давно были в разводе. У них были свои семьи, я вырос, с пяти лет с дедом и бабушкой и отвык от отца и матери хотя мне было больно признавать и понимал, что я им не нужен.
Прошло уже много лет как умерли мои родители, я их не виню, но старая боль так и живет где то в глубине души