Найти тему
SISTEMA-STAGE

Художник по свету Питер Хью: «Идеальный способ осветить пространство — это представить, как люди будут себя в нём чувствовать»

Peter Hugh
Peter Hugh

Герой этого поста — американский художник по свету и основатель компании Hugh Lighting Design Питер Хью. Питер занимается архитектурным световым дизайном и относится к своему делу с удивительной страстью и благоговением. Без шуток, он и в самом деле уверен, что свет обладает магическими свойствами. Читайте перевод его интервью для сайта Signify — и вы сами сможете в этом убедиться.

Пространство в Университете штата Иллинойс, Урбана-Шампейн, США
Пространство в Университете штата Иллинойс, Урбана-Шампейн, США

Почему тебе так нравится работать со светом?

Для меня работа со светом — это точка, в которой пересекаются моё образование, мой опыт и даже детские мечты. Когда я был ребёнком, все мои друзья хотели быть ковбоями, индейцами или офицерами полиции. Я же бредил всякими подземельями и драконами и мечтал стать волшебником . В университете я изучал психологию и театральное искусство, и там же начал подрабатывать электриком на съёмочной площадке.

Поначалу мне просто нравилось возиться с осветительными приборами, но в какой-то момент я понял, что это похоже на магию. Есть что-то удивительное в том, как свет может влиять на эмоции и даже на поведение людей. С помощью света я могу сделать так, чтобы человеку понравилось определённое пространство, чтобы он вошёл в магазин или подошёл к какой-то конкретной стене. Это воздействие нельзя измерить, потому что оно работает на подсознательном уровне, но это, действительно, похоже на магию: все эти световые приборы и технологии — как огромная книга заклинаний, с помощью которой ты можешь сотворить что угодно.

Офис компании Pampered Chef, Эддисон, США
Офис компании Pampered Chef, Эддисон, США

Ты используешь в своей работе свои знания психологии и театра?

Конечно. Например, я постоянно применяю одно из ключевых театральных правил: когда выставляешь свет, нужно сделать главными 1-2 источника и позволить остальным их поддерживать. Гораздо эффективнее последовательно наслаивать элементы освещения друг на друга, чем валить всё в одно кучу.

Что касается знания психологии, оно помогает понять намерения наших клиентов. Идеальный способ осветить пространство — это представить, как люди будут себя в нём чувствовать. Отправной точкой в проектировании освещения должны быть именно чувства людей. К сожалению, когда мы говорим об этом с клиентами, многие из них смотрят на нас, как олени, застигнутые врасплох светом фар.

Меня вообще очень беспокоит деперсонализация света, сведение его к каким-то чисто техническим, численным характеристикам. Обезличивание света начинается там, где свет выставлен технически грамотно, но производит впечатление стерильного и плоского, когда есть нужный уровень освещённости, но не хватает тепла и индивидуальности. Я считаю, что художник по свету обязательно должен участвовать в проектировании пространства, ведь дизайнер — это не единственный человек, кто создаёт хорошую среду.

Лобби отеля 3Eleven, Чикаго, США
Лобби отеля 3Eleven, Чикаго, США

А как избежать такого обезличивания?

Давай вернёмся к психологии. Одно из упражнений, которое мы делаем с нашими клиентами, состоит в том, чтобы представить, как пространство оживает, превращается в человека. Каким именно человеком оно станет — бизнесменом, предпринимателем, спортсменом? Когда мы продумываем этот «персональный профиль», то начинаем понимать, чем это пространство отличается от всех остальных, и как мы можем это понимание использовать.

Это не значит, что мы всегда стремимся сделать пространство каким-то необычным, запоминающимся. Мы просто ориентируемся на чувства людей, которые в нём в итоге окажутся. Большинство людей не имеют никакого представления ни об уровнях света, ни о его температуре, но они прекрасно разбираются в том, как они чувствуют себя в этом пространстве.

Лестница в отеле Hyatt Regency O’Hare, Роузмонт, США
Лестница в отеле Hyatt Regency O’Hare, Роузмонт, США

Влияют ли новые технологии на твою работу? Ты используешь какие-нибудь из них?

Скажем так: мы за ними «следим». Совсем недавно мы предложили паре клиентов установить лампы с регулируемой цветовой температурой. У одного из них все административные помещения расположены в цокольном этаже и не имеют окон. Я даже не заморачивался какими-то психологическими воздействиями, исходил из того, что настраиваемый свет улучшает самочувствие и настроение людей. Идея понравилась, но клиент не согласился её реализовать по чисто материальным причинам.

Важно понимать, что заказчик всегда думает о той выгоде, которую сможет извлечь из своего проекта. Мало кто берёт в расчёт экологию, но всех очень интересует бюджет. В реальной жизни клиенты спрашивают: «Что это даст? И сколько будет стоить?» Люди хотят понимать, что получат от внедрения тех или иных технологий, ещё до того, как потратят свои деньги. Может, я и мог бы убедить тех своих клиентов в необходимости нововведений, если бы существовали какие-то измеримые показатели вроде сокращения больничных или увеличения производительности труда. Но пока приходится оперировать более важными для них ценностями.

Бассейн Aqua Amenity Deck, Чикаго, США
Бассейн Aqua Amenity Deck, Чикаго, США

Какие тренды существуют сегодня в архитектурном световом дизайне?

Я всё чаще слышу разговоры о циркадных ритмах, причём их обсуждают не только художники по свету, но и дизайнеры зданий и интерьеров. Вообще становится популярным всё, что связано с биологией. Я сейчас говорю даже не о том, как люди воспринимают освещённое пространство, а о том, как освещение может влиять на их психику. Это один из самых крупных трендов в освещении пространств — переход от косвенного эффекта к прямому воздействию. Освещение обладает огромным потенциалом, и хорошо бы люди, с их эгоизмом и амбициями, не попали в ловушку этой силы. Как говаривал дядя Бен, «С большой силой приходит большая ответственность». Художники по свету должны об этом помнить.

Освещение Парка Прерий, Уилинг, США
Освещение Парка Прерий, Уилинг, США

Ты используешь в своих проектах системы управления светом?

Да, разумеется. Сегодня без них не обойтись, у нас просто нет другого выбора. Но работать с ними не просто, во-первых, потому что некоторые элементы таких систем сами по себе очень сложны, а во-вторых, потому что в них используются самые разные протоколы, и у каждого из этих протоколов есть свои ограничения. Связывая тот или иной элемент управления с приборами, я должен не только добиться нужного мне эффекта, но ещё и научить своего клиента этим пользоваться. Большинство клиентов не готовы воспринимать сложные вещи, и мне приходится переводить всё это на простой язык, получается что-то вроде теории Эйнштейна «для чайников».

Шоурум Moen House, Чикаго, США
Шоурум Moen House, Чикаго, США

Ты доволен своей карьерой?

Да, мне нравится моя профессия. Нравится вставать каждое утро и с помощью света воплощать в жизнь свою детскую мечту о том, что я волшебник и могу менять мир к лучшему. Я общаюсь с хорошими людьми, часто смеюсь и ни о чём не жалею. В общем, как пел Фрэнк Синатра, «Мне повезло, что я всё делал по-своему».

Ресторан отеля Mariott Marquis, Чикаго, США
Ресторан отеля Mariott Marquis, Чикаго, США

Фотографии к этой статье взяты с сайта компании Hugh Lighting Design

Сайт компании Система: https://sistema-stage.ru