Мировой автомобильный рынок и COVID-19
Автомобильная промышленность, являющаяся частью мировой экономики, находится на пороге эпохи изменений и новых технологий. Более того, в современную эпоху потребительский спрос на уникальные и дорогостоящие функции лидирует в автомобильной промышленности. Все эти тенденции были заметны и до начала пандемии, но коронавирус значительно ускорил и обострил процессы. Что же именно произошло?
В первые месяцы глобальной пандемии COVID-19 процесс роста автомобильного рынка остановился. Коронавирус привел к резкому прекращению десятилетнего роста мировой автомобильной промышленности, в результате чего продажи на большинстве рынков ощутимо упали. Последствия стали заметны в Китае, где продажи упали на 71% в феврале 2020 года, в Соединенных Штатах, где к апрелю продажи сократились на 47%, и в Европе, где снижение составило 80%. В результате произошло сокращение числа рабочих мест и за пределами сектора, а в странах, где рынки восстанавливаются медленнее всего, заводы и поставщики и вовсе приостановили работу.
Но сердце отрасли продолжало биться, и спрос на легковые и грузовые автомобили возвращается. Пандемия усилила потребность людей в индивидуальном транспорте, что вызвало рост спроса на авто и безопасность. Так что перспективы рынка определенно обнадеживают. В связи с пандемией COVID-19, влияющей на глобальную транспортную экономику, на производствах будет активнее внедряться автоматизация. Меры должны помочь преодолеть экономический спад и стабилизировать доходы.
Еще до пандемии потребители могли изучать транспортные средства онлайн, сравнивая цены; просматривать виртуальные 360℃ изображения машин; и посещать сайты автопроизводителей. Эти функции были доступны всегда, хотя сам процесс продажи должен был происходить в автосалонах. Во время пандемии, когда дилерские центры по всему миру изо всех сил старались соответствовать вводимым ограничениям, эти технологии оказались бесценными.
Некоторые дилеры закрыли свои торговые залы для посетителей и общались с клиентами по телефону, посредством видеоконференции или встречаясь по специальной договоренности. Потенциальные покупатели стали чаще пользоваться сайтами и приложениями, чтобы изучить и авто, и сопутствующие услуги, такие как, например, страхование.
Постепенно ограничения, связанные с пандемией, ослаблялись, и клиенты вернулись в дилерские центры. Большинство все еще хотят пообщаться с дилером и своими глазами увидеть, почувствовать, посидеть и протестировать свои авто перед их покупкой.
Развитие цифровых технологий наблюдается и в производстве транспортных средств. Цепочки поставок сохраняются, несмотря на опасения, что они могут радикально измениться в результате COVID-19, из-за геополитической напряженности, нехватки микрочипов и даже блокировки Суэцкого канала. Некоторые линии транспортных средств, которые работали с запасом от 50 до 60 дней, сократились на 10-15 дней. Это проявляется в изменении конечных цен для потребителя.
Как и в случае с покупкой автомобилей, цифровизация способствуют большей прозрачности в производстве. До недавнего времени производители оборудования и поставщики первого уровня имели лишь ограниченное представление о процессах и запасах поставщиков на более низких уровнях, включая поставщиков сырья на четвертом уровне. Теперь компоненты регулярно отслеживаются по всей цепочке поставок. Эта тенденция была и до пандемии, но теперь она ускорилась.
В разгар пандемии в 2020 году инвестиции в умную мобильность (smart mobility) и рынок совместного использования транспорта (shared mobility) значительно сократились со второго по третий квартал, а инвестиции в автономное вождение упали еще сильнее. Но вложения в информационно-развлекательные системы и кибербезопасность фактически увеличились, а инвестиции в электрификацию практически не снизились, а затем и вовсе резко выросли с третьего квартала по четвертый квартал 2020 года.
Автомобили и мобильность будут продолжать становиться все более цифровыми, и особенно более электрическими. Потребители, которые учитывали экологичность при принятии решений о покупке, помогли увеличить продажи электромобилей на 43% в 2020 году. Вероятно, такие изменения повлекут за собой пересмотр кадрового состава своих компаний со стороны автопроизводителей. Например, приведут к значительному увеличению числа инженеров-программистов, по сравнению с инженерами-механиками. В целом, автопроизводителям, возможно, потребуется сократить до четверти своей нынешней рабочей силы. Эти тенденции будут продолжать ускоряться по мере того, как отрасль будет все дальше отходить от кризиса COVID-19.
С третьего квартала 2020 года по первый квартал 2021 года автопроизводители по всему миру демонстрировали быстрый (а в некоторых случаях и рекордный) уровень производства. После катастрофического 2020 года для мирового автомобильного сектора в 2021 год показал подъем. Автопроизводители по всему миру ищут источники роста, одновременно продвигая обширные программы сокращения затрат. Соперничество между США и Китаем продолжается, а санкции и инвестиционные ограничения могут вынудить третьи страны выбирать между двумя конкурентами.