В конце октября в Литве и в России вновь активно обсуждали так называемое «дело» бывшего дипломата, а ныне – диссидента Альгирдаса Палецкиса, лидера «Социалистического Народного Фронта Литвы», приговорённого минувшим летом к шести годам тюрьмы. Апелляции следуют одна за другой, очередное заседание должно состояться 13 января 2022 года. Окончательного вердикта пока нет, дело «зависло». Но откуда оно взялось и почему для «независимой» прозападной Литвы это так важно?
Как представляется, столь пристальное внимание правоохранительных органов к Палецкис объясняется его интересом к событиям 30-лентней давности, ставших прологом обретению Литовской Республикой независимости. Вот что рассказал об этом сам Палецкис, общаясь в онлайн режиме с российскими СМИ:
«Я давно интересовался и интересуюсь событиями 13 января 1991 года. Напомню о том, о чём, может быть, не все помнят: в 1991 году, 13 января, в Вильнюсе произошли исторические события. Именно в тот день советские войска взяли под контроль телебашню. Это был переходный период: в Литве уже возникали свои органы власти, при этом оставались и старые. И тут советские войска по указу Горбачёва, скорее всего, взяли под контроль телебашню. Во время этих событий при весьма, так скажем, странных обстоятельствах погибли 14 человек. Новые власти всё свалили на советскую армию. Но вопросы до сих пор остались. Я и мои коллеги их поднимали. Например, кто стрелял с крыш домов? Что за снайперы, которые потом в новом обличье появились на майдане? Конечно, это были другие люди, но могла быть использована та же тактика. Почему в телах некоторых погибших в тот день нашли пули от винтовки Мосина образца Второй мировой войны? Почему многие свидетелей говорили о том, что они видели каких-то странных личностей, которые стреляли? И так далее, и так далее…».
Действительно, всё так и было, причём не только в Литве, но и повсюду на окраинах Советского Союза, где с началом так называемой «перестройки» заполыхали многочисленные межнациональные и «сепаратистские» конфликты. В 2010 году, выступая в телевизионном эфире, Палецкис оборонит фразу, позже ставшую знаменитой: «Свои стреляли в своих». Уже тогда она не осталось без внимания: политика оштрафовали и в первый раз арестовали, однако это его не остановило. Палецкис начал писать книгу о событиях 1991 года, и тогда за ним «пришли и предъявили обвинение в шпионаже в пользу России. Оказывается, есть такой новый вид шпионажа – исторический шпионаж: когда ты исследуешь исторические события, тебя могут осудить».
Более полутора лет оппозиционер провёл за решёткой в тяжелейших условиях, что негативно сказалось на его здоровье. В апреле 2020 года Палецкиса выпустили – сначала под домашний арест, а затем и под подписку о невыезде, а в июле, как упоминалось выше – дали шесть лет тюрьмы. Оставаясь пока под домашним арестом, он пользуется относительной свободой передвижения в пределах Вильнюса. Должно быть, сказался поднятый вокруг него информационный шум, в том числе – с участием некоторых депутатов Европейского Парламента. Вот что они пишут:
«…Мы, депутаты Европарламента, выражаем глубокую обеспокоенность уголовным преследованием политика, журналиста и критика правительства Альгирдаса Палецкиса, приговорённого 27 июля 2021 года Шяуляйским районным судом к шести годам тюрьмы за "шпионаж". Журналистика-расследование не равносильна шпионажу, даже если её тема чувствительна для правительства. Презумпция невиновности была вопиюще нарушена начальниками полиции, прокуратуры и Департамента государственной безопасности, поскольку они во время печально известной пресс-конференции 19 декабря 2018 года в Вильнюсе совместно и публично обвинили Альгирдаса Палецкиса в "шпионаже" до завершения расследования или до того, как какой-либо суд пришел к какому-либо выводу. Обвинение против Палецкиса основано на показаниях исключительно одного свидетеля, который уязвим из-за другого возбуждённого против него уголовного дела».
По мнению авторов письма,
«…Досудебное содержание Альгирдаса Палецкиса в одиночной камере, длившееся 528 дней (семнадцать месяцев), нанесло серьёзный ущерб международной репутации Литвы – и мы искренне желаем избежать дальнейшего ухудшения ситуации. Литва, как государство-член Евросоюза, обязана уважать право на свободу выражения мнений, закреплённое в Хартии основных прав ЕС. Это право включает свободу придерживаться разных мнений, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственной власти и независимо от границ. Мы обеспокоены растущим влиянием служб безопасности на политический процесс в Прибалтике в последние годы. Это привело к произвольным задержаниям ряда журналистов, гражданских активистов и политиков, что в Евросоюзе недопустимо».
Периодически в Вильнюсе проходят акции и пикеты в поддержку Палецкиса, «дело» которого, по убеждению его адвокатов, «высосано из пальца и больше напоминает фельетон, полный рассуждений и предположений». Защитники убеждены, что Палецкиса преследуют за его политические убеждения. В ходе очередного рассмотрения дела 16 ноября вновь бросить его за решётку власти всё же не решились – как-никак, евродепутаты в зале суда. Однако настораживает дата следующего рассмотрения дела – 13 января, то есть годовщина тех самых событий в Литве, объективным изучением которых как раз и пытался заниматься Альгирдас Палецкис…
Кроме того, 12 ноября суд Литвы осудил на четыре года оппозиционного общественного деятеля Алексея Грейчуса, обвиняемого, как и Палецкис, в мифическом «шпионаже на Россию». Сам Грейчус обвинения в свой адрес отрицает, утверждая, что вильнюсские власти преследуют «Бессмертный полк Литвы», организацией которого он занимался в течение нескольких лет.
В общем, политические репрессии в Литве продолжаются, однако продолжается и борьба против них, пусть и в весьма неблагоприятных условиях.
Пишите комментарии, узнавайте больше, подписывайтесь на наш канал!