«Человек закладывается во младенчестве». Малыш рождается с определённым типом темперамента и генетически заложенными особенностями. В остальном его характер – плод вольных и невольных усилий его родных и близких. Воспитать идеального ребёнка нереально, избежать ошибок невозможно, но в наших силах сделать их менее губительными. Нравственное воспитание ребенка начинается с семьи – с родителей малыша и его родных, с впечатлений и воспоминаний, полученных им в детстве, с его маленьких и больших обид и ощущений.
Как воспитать ребенка так, чтобы вы смогли им гордиться? Путь к нравственному воспитанию состоит всего из трех ступенек, но подняться по ним вам придется вместе с малышом.
Первая ступенька. Честность.
Не обманывайте ребёнка. Насколько это возможно – будьте честны с ним. Почти любую информацию можно объяснить ребёнку так, чтобы он понял её. Можно промолчать или отвлечь ребёнка от острой темы. Но не лгать. Обманывая ребёнка, мы показываем ему допустимость такого шага. Он знает: обманывать можно, если обманывают взрослые – родители, педагоги, старшие дети. Он будет знать, что обманывать – это нехорошо, но можно, если обманывают многие. И позже он может обманывать вас. Постарайтесь, насколько это возможно, быть честными с ребёнком. Если вопрос деликатный – объяснять события в доступной форме, или перевести разговор в безопасное русло. И, наконец, старайтесь не уходить от ответа, говоря малышу, что он ещё слишком мал, чтобы знать и понимать такие вещи.
В конфликте мы чаще говорим о вине другого человека, о вине ребёнка: «ты виноват, ты плохо поступил, ты такой неаккуратный, ты меня злишь». Лучше говорить о своих собственных чувствах, ощущениях: «Я расстроена и рассержена, я не знаю как поступить, я немного боюсь». Не вываливать на малыша ворох своих проблем, конечно, но и не закрываться, не сдерживаться – открыться и быть честным с ним, насколько возможно. Это позволит ребёнку научиться чувствовать и понимать других людей. Ведь непонимание взрослых рождает протест со стороны ребёнка, а излишняя сдержанность и закрытость – взрыв эмоций со стороны взрослого. Будьте честными с ребёнком и самими собой.
Из таких мелочей вырастает ещё одна необычайно важная величина – доверие.
Ступенька вторая. Доверие.
Это сложно – доверять малышу. Он всегда будет для нас слишком мал, неопытен и неуклюж, чтобы доверять ему полностью. Но постарайтесь доверять ему максимально, насколько это возможно. Пусть всё, что может сделать малыш, он делает сам. Поверьте сами в то, что он способен это сделать. Это очень-очень важно – доверить малышу право быть самим собой – пробовать и ошибаться, падать и подниматься, советоваться и искать собственный путь. Пусть этот путь будет похож или не похож на ваш, так же как и малыш похож и непохож на ваш. Но это будет его путь, его ошибки, его жизнь.
Маленький ребёнок доверяет всем безусловно – он ещё не знает, что у него есть основания кому-то не доверять, не верить и кого-то опасаться. Дальше он учится, наблюдая за взрослыми и другими детьми. Доверьте малышу часть собственных не сложных обязанностей, свою вещь. Обговорите все условия, научите, покажите, и – доверьте его самостоятельности. Посоветуйтесь с ребёнком в тех вопросах, где возможны варианты, предоставьте ему право выбора там, где этот выбор возможен – и вы удивитесь, насколько высоко оценит малыш эти шаги ему навстречу. Ребёнок, которому не приходится постоянно преодолевать сопротивление взрослых, учится решать сам.
Ребёнок, которому дают право выбора, учится выбирать разумно. Ребёнок, с которым советуются и объясняют собственные и чужие поступки – учится ответственности.
Хотите проверить, насколько ваш ребёнок доверяет вам? Попросите его, повернувшись спиной, упасть вам на руки, назад – как падает поваленное дерево. Затем сами попробуйте упасть назад, на руки близкого вам по комплекции человека. И вы поймёте, как это сложно – безоговорочно доверять себя другому. Доверяя ребёнку, давайте ему основания доверять вам. Ведь самое крепкое доверие – взаимодоверие – не так ли?
Ступенька третья. Вежливость.
Очень приятно, когда твой ребёнок вежлив и мил в обращении с людьми, когда хвалят его, а значит, и его родителей, которые воспитали такого милого ребёнка. Но вежливость должна быть осознанной. Чаще всего дети совершенно не понимают, зачем нужно давать руку при встрече и махать при прощании, зачем нужно говорить «спасибо» и «пожалуйста». Малыши заучивают нужные слова и жесты, и бывают вежливыми только при необходимости – когда их просят или напоминают об этом. Поэтому начинать нужно с самих себя:
- Проявлять уважение к себе, к ребёнку и всем близким. Учить малыша уважать себя и других людей.
- Не отзываться пренебрежительно при ребёнке о других людях – малыш не способен ещё судить объективно и полностью воспримет вашу точку зрения и вашу манеру суждения о людях.
- По возможности, следует считаться с желанием и мнением ребёнка: обращайтесь к нему с вежливой просьбой и каждый раз благодарите за помощь. Тогда малыш будет поступать с вами и окружающими точно так же, автоматически.
- Ребёнку трёх лет уже можно объяснить значение слов «здравствуй», «благодарю» и прочих («дарить здоровье», «дарить благо») – тогда они не будут для него пустыми ритуалами, а приобретут смысл.
- Проявление вежливости должно быть посильным – не заставляйте ребёнка силой здороваться или благодарить. Но зато каждый раз обращайте его внимание на то, как позитивно люди реагируют на приветствие с улыбкой, на вежливую просьбу или искреннюю благодарность. Иными словами, не ругайте за отсутствие вежливости, но всегда хвалите за её наличие – позитивный стимул ведь гораздо действеннее.
И напоследок, напомню: не стоит стремиться к идеалу. Вы сами решите, как воспитать ребенка. Помните только одно – «Самый лучший ребёнок – счастливый ребёнок. Самый лучший родитель – тот, чьи дети счастливы». Поэтому самое лучшее, что вы можете сделать для своего ребёнка научить его жить так, чтобы быть в ладу с самим собой и окружающими.
Желаю вам счастливых детей.