В конце XIX-начале XX века идёт бурное развитие искусства графики. Складывалось представление об их самостоятельной эстетической ценности. Было утверждено искусство книги и журнала как единого художественного ансамбля. Среди журналов лучшими изданиями были: "Мир искусства", "Золотое руно", "Аполлон". Среди сатерических работ выделялась графика "Сатирикона".
С. В. Иванов, С. А. Коровин создали ряд удачных литературных иллюстраций, проникнутых острой социальной тенденцией ( рисунки углём Коровина к повести Н. В. Гоголя "Шинель").
Красочная графика М. А. Врубеля была опубликована в журнале "Мир искусства" . Журнал утвердил определённый стиль и оказал огромное воздействие на современную графику. Особое внимание в журнале уделяется декоративному оформлению страницы. В журнале репродуцировались и рекламировались оферты В. А. Серова и его же литография, литография Л. С. Бакста, Е.Е. Лансере, гравюры на дереве А. П. Остроумовой-Лебедевой. Графика публиковалась рядом с литературным текстом (например, иллюстрации А. Н. Бенуа к "Медному всаднику" А. С. Пушкина).
Е. Е. Лансере (1875-1946) - один из ведущих графиков-оформителей журнала "Мир искусства" . Он создавал декоративную графику с использованием архитектурного декора старого Петербурга и растительный орнамент.
Образцом книжных изданий, подготовленных миром искусства, были сказки в оформлении И. Я. Билибина, оформление "Псковом дамы" А. Н. Бенуа, "Казначейши" М. Ю. Лермонтова в оформлении М. В. Добужинского 1913 года.
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) - живописец, график-станковист, иллюстратор, театральный художник, режиссёр, музыкальный деятель, историк искусства.
Знаменита его графическая "Версальская" серия, объединившая современные впечатления художника, его восприятие французского классицизма и французской гравюры. Бенуа создал множество иллюстраций по заказу московского издательства Кнебель.
Бенуа выступал и как художественный критик и теоретик искусства. Он совместно с Грабарем обновил приёмы и темы русского искусствознания.
Бенуа входил в группу русских художников, выступающих против академизма и передвижничества.
Значительным вкладом в русское искусство являются иллюстра Бенуа к произведениям русской классической литературы и произведениям для детей ("Азбука в картинках"). Шедевром книжной иллюстрации явилось оформление "Медного всадника" (1903, 1905, 1916 1921-1922).
Как театральный художник, Бенуа оформлял спектакли "Русских сезонов" .
Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957) - живописец, иллюстратор, театральный художник. Художник вошёл в "Мир искусства" в период подготовки к празднованию 200-летия Петербурга. Историко-аохитнктургые памятники художник рисовал для открыток, издаваемых благотворительной организацией "Общиной сестёр милосердия Красного креста".
В дореволюционный период Добужинский работал в области станковой и книжной графики. Он был плодовых автором журнального направления.
Добужинский так же оформлял многие театральные спектакли.
Художники "Мира искусства" внесли значительный вклад в обновление детской книги.
Георгий Иванович Нарбут (1886-1920) - художник, в творчестве которого иллюстрации к сказкам занимали важную роль: "1812 год в баснях Крылова" , " Как мыши кота хоронили" В. А. Жуковского. Художник мастерски работал со шрифтом. После революции он стал автором "Украинской азбуки" и многих других вошедших в историю советской графики работ.
Дмитрий Исидорович Митрохин (1883-1973) - художник, склонный создавать декоративные работы (иллюстрации к сказке В. Гауфа "Маленький Мук").
Сергей Васильевич Чехонин (1878-1936) - мастер графических изображений. Он работал с чёткими тонкими, линиями, штрихом. Часто он создавал свои графические узоры из гирлянд цвета, вводя их в шрифт (Титульный лист к трагедии А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери" с рисунками М. А. Врубеля (1915)).
Дмитрий Николаевич Кардовский (1866-1943) - автор многочисленных иллюстраций к произведениям русских писателей. Иллюстрации к эти произведениям принадлежат к числу самых капитальных графических работ своего времени: "Невский проспект" Н. В. Гоголя, "Горе от ума" Грибоедова т пр.
Равитие сатирической графики того периода было стеснено цензурными гонениями. Значительным было появление журнала "Сатирикон" (1908-1914) . Художники журнала работали совместно с поэтами. "Сатирикон" пользовался большой популярностью, но со временем был задавлен цензурой.
В годы первой мировой войны из-за стремления поставить графику на службу политическим интересам появился военный агитационный лубок. После к 1917 году появился агитационно-революционный лубок, одним из создателей которого стал Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) - автор лубка "Забывчивый Николай".
Дмитрий Стахиевич Моор (1883-1946) - художник, начинающий работать с сатирической графикой в 1905 году, а затем продолжил творить, откликнувшись на Ленский расстрел карикатурой "Российские курорты-лечение водой и железом" (1912) и работами на тему 1917 года.
Виктор Николаевич Дени (1893-1946) - художник, который комментировал в своих сатирических рисунках "добровольный" отказ Николая от престола.
В 1910х годах большое распространение получил авторский черно-белый эстамп и многокрасочная печать. Литографии и офорты печатались в журнале "Мир искусства".
В это время создаётся первая в России цветная ксилография. Её создательницей была Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955). Излюбленным жанром художницы был пейзаж. Её знаменитые работы: пейзажи Петербурга.
Елизавета Сергеевна Кругликова (1865-1941) разработала цветной офорт, а зачем многокрасочную монотипию ("Париж накануне войны в монотипиях Кругликовой", 1916, и др.).
Вадим Дмитриевич Фалилеев (1879-1950) - крупнейший мастер русской цветной линогравюры. Он работал с пейзажами и портретами.
Н. В. Гончарова создала альбом литографий "Мистические образы войны". Так же она увлеклась сочетанием архаики и современности ("Ангелы и аэропланы").
Алексей Ильич Кравченко (1889-1940) - художник, творивший в предреволюционные годы с экспрессивной графикой: офорт "Гроза над Волгой" (1916). Образ в работе считывается как символическое предвестие грядущих великих исторических событий.
Графика того времени переживала расцвет. В ней сложились новые формы и жанры. Художники, работавшие вначале XX века, стали родоначальниками советской графики.
О дальнейших этапах развития русской графики я расскажу в следующих статьях! Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше об искусстве!
#история искусства #историяроссии #россия #графика #иллюстрация #художник #печать #журнал