Найти в Дзене
Я рисую этот мир

Первая в России цветная ксилография, военный лубок, журнал "Сатирикон": история русской графики конца XIX- начала XX века

В конце XIX-начале XX века идёт бурное развитие искусства графики. Складывалось представление об их самостоятельной эстетической ценности. Было утверждено искусство книги и журнала как единого художественного ансамбля. Среди журналов лучшими изданиями были: "Мир искусства", "Золотое руно", "Аполлон". Среди сатерических работ выделялась графика "Сатирикона".

М. А. Врубель.  Обучение Марии с Иосифом.  1881 г. Санкт-Петербург.  Государственный Русский музей
М. А. Врубель. Обучение Марии с Иосифом. 1881 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

С. В. Иванов, С. А. Коровин создали ряд удачных литературных иллюстраций, проникнутых острой социальной тенденцией ( рисунки углём Коровина к повести Н. В. Гоголя "Шинель").

Л. С. Бакст. Обложка журнала "Мир искусства", 1902
Л. С. Бакст. Обложка журнала "Мир искусства", 1902

Красочная графика М. А. Врубеля была опубликована в журнале "Мир искусства" . Журнал утвердил определённый стиль и оказал огромное воздействие на современную графику. Особое внимание в журнале уделяется декоративному оформлению страницы. В журнале репродуцировались и рекламировались оферты В. А. Серова и его же литография, литография Л. С. Бакста, Е.Е. Лансере, гравюры на дереве А. П. Остроумовой-Лебедевой. Графика публиковалась рядом с литературным текстом (например, иллюстрации А. Н. Бенуа к "Медному всаднику" А. С. Пушкина).

Е. Е. Лансере. Шмуцтитул доя журнала "Мир искусства " , 1904.
Е. Е. Лансере. Шмуцтитул доя журнала "Мир искусства " , 1904.

Е. Е. Лансере (1875-1946) - один из ведущих графиков-оформителей журнала "Мир искусства" . Он создавал декоративную графику с использованием архитектурного декора старого Петербурга и растительный орнамент.

Образцом книжных изданий, подготовленных миром искусства, были сказки в оформлении И. Я. Билибина, оформление "Псковом дамы" А. Н. Бенуа, "Казначейши" М. Ю. Лермонтова в оформлении М. В. Добужинского 1913 года.

И. Я. Билибин. Сказки. Обложка серии книг. 1899. Москва.  Музей Госзнака
И. Я. Билибин. Сказки. Обложка серии книг. 1899. Москва. Музей Госзнака

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) - живописец, график-станковист, иллюстратор, театральный художник, режиссёр, музыкальный деятель, историк искусства.

А. Н. Бенуа. Буква "Я" к "Азбука в картинках". Санкт-Петербург.  Музей художественной культуры
А. Н. Бенуа. Буква "Я" к "Азбука в картинках". Санкт-Петербург. Музей художественной культуры

Знаменита его графическая "Версальская" серия, объединившая современные впечатления художника, его восприятие французского классицизма и французской гравюры. Бенуа создал множество иллюстраций по заказу московского издательства Кнебель.

М. В. Добужинский.  Человек в очках. 1905-1906. Москва. Государственная Третьяковская галерея
М. В. Добужинский. Человек в очках. 1905-1906. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Бенуа выступал и как художественный критик и теоретик искусства. Он совместно с Грабарем обновил приёмы и темы русского искусствознания.

Бенуа входил в группу русских художников, выступающих против академизма и передвижничества.

Значительным вкладом в русское искусство являются иллюстра Бенуа к произведениям русской классической литературы и произведениям для детей ("Азбука в картинках"). Шедевром книжной иллюстрации явилось оформление "Медного всадника" (1903, 1905, 1916 1921-1922).

Как театральный художник, Бенуа оформлял спектакли "Русских сезонов" .

Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957) - живописец, иллюстратор, театральный художник. Художник вошёл в "Мир искусства" в период подготовки к празднованию 200-летия Петербурга. Историко-аохитнктургые памятники художник рисовал для открыток, издаваемых благотворительной организацией "Общиной сестёр милосердия Красного креста".

М. В. Добужинский. Окно парикмахерской. Москва. Государственная Третьяковская галерея
М. В. Добужинский. Окно парикмахерской. Москва. Государственная Третьяковская галерея

В дореволюционный период Добужинский работал в области станковой и книжной графики. Он был плодовых автором журнального направления.

Добужинский так же оформлял многие театральные спектакли.

М. В. Добужинский. Ловила. Улица .1916. Санкт-Петербург.  Музей художественной культуры.
М. В. Добужинский. Ловила. Улица .1916. Санкт-Петербург. Музей художественной культуры.
М. В. Добужинский. Эскиз декорации к комедии И. С. Тургенева"Иесяц в деревне" 1909'2920 гг.
М. В. Добужинский. Эскиз декорации к комедии И. С. Тургенева"Иесяц в деревне" 1909'2920 гг.

Художники "Мира искусства" внесли значительный вклад в обновление детской книги.

Георгий Иванович Нарбут (1886-1920) - художник, в творчестве которого иллюстрации к сказкам занимали важную роль: "1812 год в баснях Крылова" , " Как мыши кота хоронили" В. А. Жуковского. Художник мастерски работал со шрифтом. После революции он стал автором "Украинской азбуки" и многих других вошедших в историю советской графики работ.

Дмитрий Исидорович Митрохин (1883-1973) - художник, склонный создавать декоративные работы (иллюстрации к сказке В. Гауфа "Маленький Мук").

Сергей Васильевич Чехонин (1878-1936) - мастер графических изображений. Он работал с чёткими тонкими, линиями, штрихом. Часто он создавал свои графические узоры из гирлянд цвета, вводя их в шрифт (Титульный лист к трагедии А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери" с рисунками М. А. Врубеля (1915)).

С. В. Чехонин. Обложка художественного журнала "Жар-птица". 1912 г.
С. В. Чехонин. Обложка художественного журнала "Жар-птица". 1912 г.
Д. Н. Кардовский. Иллюстрация к повести Н. В. Гоголя "Невский проспект". 1904.
Д. Н. Кардовский. Иллюстрация к повести Н. В. Гоголя "Невский проспект". 1904.

Дмитрий Николаевич Кардовский (1866-1943) - автор многочисленных иллюстраций к произведениям русских писателей. Иллюстрации к эти произведениям принадлежат к числу самых капитальных графических работ своего времени: "Невский проспект" Н. В. Гоголя, "Горе от ума" Грибоедова т пр.

Д. Н. Кардовский. Сцена объяснения в любви. Иллюстрация к комедии Гоголя "Ревизор". 1903 г. Москва,  Государственная Третьяковская галерея.
Д. Н. Кардовский. Сцена объяснения в любви. Иллюстрация к комедии Гоголя "Ревизор". 1903 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея.

Равитие сатирической графики того периода было стеснено цензурными гонениями. Значительным было появление журнала "Сатирикон" (1908-1914) . Художники журнала работали совместно с поэтами. "Сатирикон" пользовался большой популярностью, но со временем был задавлен цензурой.

А. П. Остроумова-Лебедева. Петроград. Красные столбы. 1912 .бумага,  акварель. Санкт-Петербург,  государственный Русский музей.
А. П. Остроумова-Лебедева. Петроград. Красные столбы. 1912 .бумага, акварель. Санкт-Петербург, государственный Русский музей.

В годы первой мировой войны из-за стремления поставить графику на службу политическим интересам появился военный агитационный лубок. После к 1917 году появился агитационно-революционный лубок, одним из создателей которого стал Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) - автор лубка "Забывчивый Николай".

Дмитрий Стахиевич Моор (1883-1946) - художник, начинающий работать с сатирической графикой в 1905 году, а затем продолжил творить, откликнувшись на Ленский расстрел карикатурой "Российские курорты-лечение водой и железом" (1912) и работами на тему 1917 года.

Виктор Николаевич Дени (1893-1946) - художник, который комментировал в своих сатирических рисунках "добровольный" отказ Николая от престола.

В 1910х годах большое распространение получил авторский черно-белый эстамп и многокрасочная печать. Литографии и офорты печатались в журнале "Мир искусства".

В. Д. Фалиеев. Смелая рожь. 1917.
В. Д. Фалиеев. Смелая рожь. 1917.
П. А. Шиллинговский.  Земля. Бессарабия. 1913.
П. А. Шиллинговский. Земля. Бессарабия. 1913.

В это время создаётся первая в России цветная ксилография. Её создательницей была Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955). Излюбленным жанром художницы был пейзаж. Её знаменитые работы: пейзажи Петербурга.

Елизавета Сергеевна Кругликова (1865-1941) разработала цветной офорт, а зачем многокрасочную монотипию ("Париж накануне войны в монотипиях Кругликовой", 1916, и др.).

Е. С. Кругликова. В. В. Маяковский. Силуэт.  1930е. Санкт-Петербург  . Государственный Русский музей
Е. С. Кругликова. В. В. Маяковский. Силуэт. 1930е. Санкт-Петербург . Государственный Русский музей
Е. С. Кругликова. Пароходик на Сене. 1914 г. Монотипия. Санкт-Петербург.  Государственный Русский музей.
Е. С. Кругликова. Пароходик на Сене. 1914 г. Монотипия. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.

Вадим Дмитриевич Фалилеев (1879-1950) - крупнейший мастер русской цветной линогравюры. Он работал с пейзажами и портретами.

Н. В. Гончарова создала альбом литографий "Мистические образы войны". Так же она увлеклась сочетанием архаики и современности ("Ангелы и аэропланы").

Алексей Ильич Кравченко (1889-1940) - художник, творивший в предреволюционные годы с экспрессивной графикой: офорт "Гроза над Волгой" (1916). Образ в работе считывается как символическое предвестие грядущих великих исторических событий.

И. А. Фомин. Проект дома на Н. В. Спиридонова. Офорт. 1913. Санкт-Петербург. Музей художественной культуры
И. А. Фомин. Проект дома на Н. В. Спиридонова. Офорт. 1913. Санкт-Петербург. Музей художественной культуры
А. И. Квавченко. Сбор яблок. 1924
А. И. Квавченко. Сбор яблок. 1924

Графика того времени переживала расцвет. В ней сложились новые формы и жанры. Художники, работавшие вначале XX века, стали родоначальниками советской графики.

А. И. Квавченко. Архангельске. 1922. Гравюра на дереве.
А. И. Квавченко. Архангельске. 1922. Гравюра на дереве.

О дальнейших этапах развития русской графики я расскажу в следующих статьях! Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше об искусстве!

#история искусства #историяроссии #россия #графика #иллюстрация #художник #печать #журнал