Рынок интернет-услуг вырос настолько, что, размещая какой-либо контент в сети, нельзя быть уверенным, что его сразу найдут другие пользователи. Из-за простоты создания веб-сайтов существует риск того, что контент потеряется в лабиринте размещенной там информации. Если ввести точные термины, поисковая система легко перейдет на ожидаемую страницу, часто без ее оптимизации.
Иная ситуация с общими запросами - здесь конкуренция между сайтами большая. Несмотря на четко определенные рамки для оптимизации внешнего вида доменов, это непростой вопрос для непрофессионала или человека, не связанного с индустрией интернет-маркетинга. Поток информации об интернет-услугах вырос настолько, что теоретически весь мир стал конкуренцией. Чтобы выделиться на этом фоне в поисковой системе желательно обратиться за советом к опытному специалисту по SEO, обладающему секретными знаниями в области оптимизации. И эти знания содержат информацию о каннибализации ключевых слов.
Каннибализация происходит, когда более одной подстраницы в домене конкурируют за высокие позиции по одной и той же фразе ключевого слова. Тогда возникает конфликт, и Google не может решить, какая подстраница должна отображаться первой для определенного ключевого слова или вообще. В таком случае обе подстраницы отображаются близко друг к другу в TOP-10 или имеется значительное колебание в позиции. Таким образом, сегодня фраза занимает высокую позицию, а на следующий день она выходит за пределы 100. Обычно это происходит, когда ключевые слова на подстраницах не указаны, а их значение слишком общее. Или когда много подстраниц в домене имеют дело с одной и той же темой и оптимизированы одинаково. Также может быть ситуация, когда одна из подстраниц пытается прорваться через целевую страницу. Также, когда домен вообще не оптимизирован, и каждая подстраница содержит одинаковые тексты (через копипаст) - это довольно распространенная процедура при копировании описаний деятельности компании или аналогичных продуктов. Каннибализация также может произойти, когда внутренние ссылки сбивают с толку или канонические строки неуместны.
Является ли каннибализация серьезной проблемой, зависит от количества страниц, которых она касается. Фактически, почти каждый веб-сайт подвержен этой ошибке, и почти каждый веб-сайт в большей или меньшей степени ее содержит. Если каннибализация обнаружена, следует сосредоточиться сначала на повышении достоверности текстов с ключевых подстраниц (например, основных категорий или статей), а затем на тех, у которых меньше копий. В экстремальных ситуациях, например, когда есть много одинаковых товаров с разными параметрами и их описания повторяются, копия может появляться много раз.
Проблема каннибализации в том, что ее не сразу можно заметить. Можно только подозревать, что что-то не так, если позиции ключевых слов не улучшаются в течение длительного времени. Опытный позиционер должен сразу уловить проблему. Это может происходить на нескольких уровнях, начиная от мета-данных, неверно направленных внутренних ссылок и заканчивая содержимым страницы. Известные программы или веб-сайты, такие как Ahrefs.com, SEMrush.com, SENUTO могут использоваться для обнаружения каннибализации. В случае копии мета-данных также поможет анализ Screamingfrog. Просмотр этих данных может показаться трудоемким, но все зависит от количества подстраниц в домене.
Неверно, что изъятие ключевых фраз применяется только к контенту (то есть описаниям) на странице. Ниже представлены наиболее популярные элементы, которые можно улучшить при оптимизации веб-сайта для устранения каннибализации, и содержащиеся в них примеры.
Две или более подстраницы в домене, которые относятся к одной теме или представляют одинаковые, или похожие товары, могут быть каннибализированы. Достаточно того, что они дополнительно содержат одно и то же описание мета-заголовка, на них нет описания, а множество повторяющихся ассортиментов означает, что они отображаются по одним и тем же ключевым фразам.
Иногда Google может быть сложно определить, какая подстраница относится к определенной ключевой фразе. Это вызовет колебания позиции слова - один раз оно будет в TOP-10, а в другой раз будет выше 50. Вероятно, это тоже эффект каннибализации. Если это произошло один или два раза, то не о чем беспокоиться. За это могут быть ответственны изменения в алгоритмах Google. Если проблема возникает часто, надо проследить за элементами и сравните их со временем выпадения из ТОП-10.
Как бороться с каннибализацией ключевых слов?
Если сайт очень крупный и обнаружена каннибализация, сначала нужно оценить важность отдельных элементов. Повторяются только мета-данные? Повторяются ли тексты и описания? Несмотря на уникальность текстов, указывает ли Google несколько подстраниц из одного домена рядом друг с другом? Каждый из этих случаев требует отдельного анализа. Небольшие сайты, несмотря на то, что они подвержены каннибализации в такой же степени, как и большие, требуют меньше работы для исправления последствий ошибки. Важно различать разные типы каннибализации и не быть готовым к повторяющимся исправлениям.
Когда дело доходит до интернет-магазинов, как это может показаться странным, каждый товар должен иметь собственное уникальное описание, даже если это просто версия другого. При удалении эффектов каннибализации нет необходимости изменять, например, повторяющиеся таблицы с параметрами. Однако, если товары содержат только такие таблицы без описания, важно включить дополнительный, короткий и уникальный текст в каждую версию, который будет отличать товары друг от друга.
Подходя к делу целостно, отмечу наиболее популярные методы борьбы с каннибализацией. Какой метод использовать зависит от результатов анализа, который необходимо провести.
301 редирект: нужны ли сайту все каннибализированные подстраницы? Что, если эти подстраницы являются ненужной копией друг для друга? Возможно, новая подстраница представляет собой старую версию с небольшим трафиком? Тогда нужно использовать 301 редирект с одной ссылки на другую.
Повторная оптимизация - если оценить, какие подстраницы важны и более важны для сайта, можно улучшить оптимизацию для "лучших" страниц (добавить текст, насыщенный ключевыми фразами, создать уникальные мета-данные, отделить подстраницу от ее аналога, чтобы Google не считал ее копией).
Каноническая ссылка - если по какой-то причине необходимо оставить все подстраницы, которые каннибализируются, следует использовать вариант реализации канонической ссылки. Разница между редиректом 301 заключается в том, что в этом случае будут существовать обе стороны (перенаправление и пункт назначения). Когда будет обнаружено, что подстраницы каннибализируются, надо определить, какая подстраница является более важной. Затем с помощью канонической ссылки сообщить поисковой системе в коде страницы, что страница A содержит ту же информацию, что и страница B, но страница B более важна. Таким образом, эти подстраницы будут отображаться, но страница A будет рассматриваться Google как копия.
Уникальные мета-теги - если на сайте проблема с дублированием метаданных: заголовок и описание, можно использовать скрипт, который сделает мета-заголовок уникальным и оставит мета-описание пустым. Таким образом, мета-описание будет завершено на основе содержимого на подстранице и в зависимости от ключевого слова, введенного в поисковой системе.
Улучшение внутренних ссылок - вводящие в заблуждение внутренние ссылки в контенте могут привести к тому, что Google неверно оценит домен и испортит его структуру. Если привязка или ссылка www неоднозначны и неверно описывает домен перехода, это может способствовать каннибализации ключевых фраз.
Как предотвратить каннибализацию ключевых слов в домене?
Чтобы избежать проблем с копиями мета-данных или контента, достаточно соблюдать простые правила.
В зависимости от размера веб-сайта необходимо исследовать ключевые фразы, которые интересны, и сопоставить их с конкретными подстраницами; сортировать фразы по тематике и по степени схожести. Однако верно, что в случае долгосрочного домена не всегда есть возможность сопоставить фразу с определенной подстраницей, потому что Google уже сделал это. Если есть возможность позиционировать фразы по своему усмотрению, можно использовать их в мета-тегах, заголовках и в тексте.
Желательно анализировать результаты поисковой выдачи и сайт. Введя команду site: название домена.ru в Google, можно найти все проиндексированные подстраницы веб-сайта. Нужно проверить, какие подстраницы отображаются по ключевым словам и как выглядят подстраницы конкурентов.
Чтобы избежать проблем с каннибализацией, повторное наблюдение за поисковой выдачей должно решить проблему. Для маленьких или молодых сайтов каннибализация - не большая проблема. Наибольшее внимание следует уделять крупным, долгосрочным или растущим сайтам. Также те, где мета-данные автоматически настраиваются CMS. Чтобы иметь полный контроль над видимостью домена в поисковой системе, невозможно быть ограниченным в доступе к автоматически созданным элементам. Если возможно, сначала надо протестировать основные изменения на странице, прежде чем добавлять их. Также может быть полезен взгляд опытного позиционера, который может посоветовать по оптимизации домена с точки зрения SEO.