В старину говорили: «Бездушен колокол, а благовестит во славу Господню». Первые упоминания о колоколах на Руси встречаются в летописях начиная с XI века. Колокольным звоном не только обозначали знаковые моменты церковного богослужения, но также созывали на вече (народное собрание), оповещали об опасности или ненастье, призывали на защиту Родины и даже указывали дорогу заблудившимся путникам (ночью, в метель) или морякам в море.
Издалека слышен звон колоколов, но несмотря на это, многие могут даже не знать в лицо полноценного участника литургии – звонаря. А между тем именно он своим трудом разносит радость участия в богослужении за пределы храма тем, кто ещё не знает о ней, сомневается или по какой-либо причине ещё не готов перешагнуть порог дома Божия.
Но Церковь Христова, как известно, «не в брёвнах, а в рёбрах». Порой история жизни прихожан, которые незаметно и многие годы совершают своё христианское служение, может стать откровением, проявляя нам Божественную волю и заботу о человеке.
Роман Агапов – звонарь храма Рождества Пресвятой Богородицы п.г.т. Берёзово. В 2020 году он стал победителем конкурса звонарей, который проводился в рамках фестиваля «Югорская звонница».
В Берёзово он родился и вырос. После окончания школы уехал в Ханты-Мансийск, где учился игре на баяне на музыкальном отделении педагогического колледжа. Но не доучился, бросил, вернувшись на малую родину.
Работа для него нашлась на рыбокомбинате. Однако его тянуло в храм. – Я почувствовал в этом внутреннюю тягу. Попросился помогать на богослужениях, и когда встал на службу, через какое-то время заметил, что у меня пропадает интерес ко всему мирскому: на работу идти неинтересно и дома неинтересно. Я искал что-то…
То, что искал, Роман нашёл в храме. Так он стал полноценным прихожанином. Когда же закончился контракт на комбинате, он с радостью устроился здесь работать. По милости Божией трудится вот уже 20 лет.
– Сначала дежурил днём, сменяя ночных сторожей. Потом меня поставили заведовать складом, а после перевели в церковную лавку. Помимо этого я помогаю в алтаре, читаю, пою за богослужением и несу послушание звонаря.
Предки Романа были сосланы в Берёзово из Рязанской области. Ему об этом рассказывала бабушка, её привезли на Север совсем маленькой. Потом все родные уехали, а она одна здесь так и осталась. Родилась мама Романа, тётя, дядя.
Благодаря бабушке он с самого детства верил в Бога. Из добрых детских воспоминаний – приятное ощущение защиты крестика на шее.
– К слову, у нас по бабушке весь род был верующий: её родители, деды и прадеды. Помню, как мы ездили к её сестре в Москву, там в храм ходили. Если мне где-то попадались книги о Боге и вере, я их всегда брал и читал.
Начав своё служение в Церкви, осваивая разные церковные послушания, он начал читать на церковнославянском языке, для клироса это было необходимо в первую очередь. Он брал Псалтырь и не молился, а просто читал, чтобы наработать технику чтения. Музыкальный слух был развит, и впоследствии в радость было не только читать, но и петь на клиросе.
– Вы спрашиваете о мастерстве колокольного звона, так я же самоучка… Где-то в интернете смотрел обучающие видеоролики, где-то слушал, как звонят другие, и со временем сам стал набираться опыта. Честно сказать, был удивлён, когда узнал, что стал победителем епархиального конкурса звонарей, ведь я непрофессиональный звонарь. Имея желание, всему можно научиться.
Сразу хорошо ничего не получалось, ни на звоннице, ни в алтаре. Я элементарно не знал, как и что называется, но во всё вникал и теперь понимаю.
За 20 лет в храме меня не раз спрашивали о священстве, но об этом у меня не было и мыслей. Ведь священник – как солдат: куда владыка скажет, туда он и поедет, а я, можно сказать, свободолюбивый человек, люблю быть сам по себе. В Берёзово мне очень нравится, здесь у нас тишина, покой и очень красивая природа. С колокольни открывается вид на пойму реки Северная Сосьва, такие виды – дух захватывает. Мне здесь хорошо. Думаю, всё дело в том, как человек живёт, а не где.