Истоки воззрений Китая загадочны, как и многое другое в символике сакральной культуры. В традиционных представлениях существа «лун», по истечению времени обретают облик дракона. Сохранились предания о том, что они были проводниками людей в небесных странствиях. Некоторые летописи связывают утрату искусства «кормить лун» или «давать пищу лун» с их исчезновением. Существовали представления о неком водном существе, которое и именовалось «лун».Древний трактат «Нравы царств» говорит о «лун», как о «чудесном создании, что живет в водах».[1]
По преданию, народ Шан-Инь зародился мистическим образом. Сам священный характер народа подчеркивался историями о внезапном возникновении его не от людей, а от птиц. В «Каноне песнопений», в оде «Священная птица» («Сюань няо») говорится: «Небо отдало приказ Священной птице, та спустилась вниз и дала рождение народу Шан». Учитывая особенности древнего языка, выражение «сюань няо» следует трактовать как «черная птица» или «потаенная птица».
Мифологический властелин – «Царь света», в бонском[2] представлении, божество верхнего неба - «Путеводитель пространства». Говоря современным языком, мы бы назвали его навигатором космического корабля. В Китайском литературном памятнике II в. до н. э. «Философы из Хуайнанцзы» приводится более подробное описание полета: Древние возничие Фэн И и Да Бин, всходя на облачную колесницу, подхваченные смерчем, крутясь, взвивались в высь. Распахивали Ворота Чанхэ, проскальзывали в Небесные врата.[3] В японской мифологии божественные сущности, покидая небесный «Каменный Престол», с неба спускались на «Небесной Птице-Лодке». Небесный предок «Небесную Дверь-Преграду толкнул-распахнул, Межоблачную Дорогу проложил, вперед священных гонцов послал и на Землю пришел, и тут остановился».[4] Согласно трактата древнекитайского философа Чжуан Цзы, птица Пэн, «раскачавшись на могучем вихре …взмывает ввысь на девяносто тысяч ли и парит выше облаков в голубых небесах». Маруты (боги ветров), помощники Индры в борьбе с Вритрой в «битве за воды» одержали победу на «колесницах без коней» которые могли двигаться по небу. О них говорится; океан — это их мать, их колесница появляется из океана, и она может летать «вокруг солнца в далекой области».[5]
В древнеиндийском эпосе более чем определенно говорится именно об летательных аппаратах древних цивилизаций. «Виман с большою быстротою скоро прилетел туда. Когда виман перелетел уж через дивную реку, то по веленью Рамачандры сел на дальнем берегу».[6] Колесница подаренная Арджуне «была снабжена всем необходимым. Ей не могли противостоять ни боги, ни демоны, она излучала свет и издавала низкий рокочущий звук. Эту колесницу силой своего подвижничества соорудил божественный зодчий Вишвакарма, и ее очертания были так же трудно различимы, как очертания солнца».[7]
Утверждается, что маршруты виман проходят через опасные участки неба, где солнечный ветер[8] несет в себе пагубные воздействия вызывающих болезнь. Например, вызывают возникновение на теле пузырьков (радиационный ожег). А «чтобы уберечься от огня, вызванного проходящими рядом друг с другом планетами, в центре виманы должна быть установлена янтра pattikaabhraka». Далее говорится, «двигаясь по своим орбитам, две планеты иногда сильно приближаются друг к другу, и в результате столкновения их гигантских сил вспыхивает пламя (вероятно речь идет о Сириусе А и В). Этот огонь известен как jwaalaamukhee (или языки пламени), и он уничтожает как саму виману, так и всех, кто в ней находится. В качестве защиты от него на вимане устанавливается янтра pattikaabhraka».[9]
[1]Маслов А.А. – Китай: укрощение драконов. М.: Алетейа, 2006 г.
[2] Бон — изначальная древняя религия тибетцев.
[3]Философы из Хуайнани. Пер. Л.Е. Померанцевой. М.; Мысль. 2004 г.
[4]Нихон секи - Анналы Японии, т. 1. СПб.; Гиперион, 1997 г.
[5] Бал Гангадхар Тилак – Арктическая родина в Ведах. Изд. Братья Тилак, Пуна, 1956 г.
[6]Тулси Дас. – Рамаяна. М.; АН СССР. 1948 г.
[7]Махабхарата, кн. 1. М.; Бхактиведанта Бук Траст. 2002 г.
[8] - в 1962 году данные космического зонда "Маринер-2" подтвердили гипотезу, что от Солнца исходят мощные потоки заряженных частиц, которые получили собирательное название "солнечный ветер".
[9]Бодхананда Вритти. – Виманика-шастра. Комментарий. Дивья Локка. 2005 г.