Найти тему
Алиса Гареева

Как открыть школу бортпроводников

Сегодня всё больше людей предпочитает не обучаться в простых университетах, а проходить специальные курсы профессиональной подготовки, которые готовят специалиста выбранной специальности с учётом пожеланий большинства работодателей. Сюда можно отнести и обучение некоторым редким профессиям или просто таким, которым не уделяют достаточно внимания в государственных учреждениях. Поэтому можно начать свой собственный бизнес, основанный на предоставлении образовательных услуг с возможностью последующего трудоустройства по полученной специальности. Сюда можно отнести и обучение стюардесс или, как будет более корректно, бортпроводников, ведь ими становятся не только женщины, но и мужчины.

Стюарды избавляют пилотов от необходимости самостоятельно поддерживать порядок на борту самолёта, что очень важно с точки зрения техники безопасности. На любом относительно крупном гражданском пассажирском воздушном судне нельзя обойтись без такого человека, причём он выполняет относительно широкий спектр услуг. К слову, бортпроводниками, стюардами называют персонал, ответственный за обслуживание и безопасность пассажиров, не только на воздушном транспорте, но и на водном. Однако мы будет рассматривать открытие школы бортпроводников именно на самолётах.

Для начала необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Здесь лучше всего оформить своё юридическое лицо, к примеру, общество с ограниченной ответственностью, это вообще зачастую оптимальное решение для регистрации. На регистрацию общества с ограниченной ответственностью потребуется не столь много времени, а также не слишком много денег. Как и в случае с индивидуальным предпринимательством, обществу с ограниченной ответственностью доступна упрощённая система налогообложения, которая предполагает перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли в качестве налогов.
Однако более сложным моментом является получение образовательной лицензии. Работать без неё бессмысленно, потому что школа должна быть полноценным образовательным учреждением, которое даёт профессиональное образование, то есть в любом случае в неё поступают те люди, которые хотят получить в итоге трудоустройство по этому направлению. Если не получить лицензию, то легально можно будет открыть не школу, а некие курсы, которые просто рассказывают о профессию, но официально не учат ей. Конечно, это почти никому не интересно, особенно с учётом того, сколько обычно стоит обучение на бортпроводника – люди платят такие деньги исключительно для того, чтобы потом зарабатывать. Чтобы получить лицензию, необходимо обратиться в местное отделение Министерства по надзору в сфере образования и науки, куда передаётся заявление о рассмотрении. Также нужно иметь при себе большой пакет документов, подтверждающих, что у предпринимателя есть все мощности для работы – помещения, оборудование, а также персонал, который обладает соответствующим образованием и опытом.

В общем-то, нужно иметь всё необходимое, чтобы быть готовым к открытию школы, прежде чем обращаться в Министерство. Желательно найти людей, которые сами занимались обучением бортпроводников и проработали в подобной должности не менее 3 лет. Вообще помочь составить прошение и собрать все документы может грамотный юрист, также рекомендуется предварительно обратиться в само отделение Министерства, чтобы точно узнать установленные в регионе работы требования (в разных субъектах РФ они могут меняться). Именно помощь юриста или даже специальной конторы, которая как раз занимается помощью в выдаче образовательных лицензий. Стоимость услуг такой компании, обычно, в несколько раз превышает величину государственной пошлины (обычно 6 тысяч рублей) за рассмотрение заявки на выдачу лицензии, но в этом случае предприниматель получает гарантию того, что решение будет положительным. Ведь такая контора предварительно проверяет вероятность успеха обратившегося клиента, и в случае, если риски не получить лицензию слишком велики, решаются и устраняются проблемы, о которых сам предприниматель мог и не догадываться.

Однако помимо лицензирования необходимо получить ещё и аккредитацию. Образовательная лицензия выдаётся предпринимателю, который просто получает право обучать профессионалов, заниматься повышением квалификации обратившихся клиентов, но при этом пока ещё, даже получив лицензию, не имеет права выдавать документ об образовании государственного образца. Фактически, многие школы хотя и выдают свои какие-либо документы об окончании курсов, всё же не могут гарантировать своим ученикам того, что их будут воспринимать именно как профессионалов. Отсутствие аккредитации не ограничивает работу школы, но существенно повышает её привлекательность у потенциальных учеников, поэтому нужно как можно раньше задуматься о том, чтобы пройти аккредитацию. Однако сделать это будет можно только при первом выпуске окончивших обучение студентов, а также по прошествии пяти лет. Комиссия оценивает качество образования, после чего делает заключение о том, соответствует ли школа государственным стандартам и может ли она претендовать на возможность выдачи документов об образовании государственного образца.

Впрочем, иногда и наличие аккредитации школе не нужно, многие подобные учреждения стремятся в своей работе наладить сотрудничество с потенциальными работодателями (благо, в этом направлении их будет не так много, и найти и договориться со многими из них не будет проблемой в большинстве случаев). Это даёт им возможность изначально готовить кадры согласно требованиям своих партнёров, а самим обучаемым гарантировать трудоустройство. То есть это фактически получается школа от какого-либо аэропорта или авиационной компании, кооперация позволяет не гнаться за требованиями государства, а выполнять работу, которая выгодна всем – самой школе, обучаемым и будущим работодателям. Действительно, имея возможность трудоустроить практически всех бортпроводников и прямо заявляя об этом (и, конечно, имея хорошую репутацию), можно вполне обойтись без ненужной аккредитации. К слову, прохождение аккредитации – зачастую сложный и долгий процесс, когда оцениваются все аспекты школы, и далеко не каждая компания успешно проходит её.

Следующий этап организации своего бизнеса – это поиск помещения для работы. Легко догадаться, что оптимальным местом размещения станет именно офис или даже целое здание с несколькими помещениями на территории какого-нибудь аэропорта. Если налажено сотрудничество с какой-либо авиакомпанией, то можно договориться о том, что будущие работники сразу будут обучаться на территории своего работодателя, проходить практику на его воздушных суднах.

Сегодня, нужно сказать, наиболее часто бортпроводники нужны не в крупные авиакомпании, а в частные небольшие аэропорты, в которых предполагаются пассажирские перевозки или сдача в аренду многоместных самолётов гражданского типа. Туда и нужны бортпроводники, потому что они выполняют немало операций в процессе полёта, это необходимый персонал, и любое крупное воздушное пассажирское судно не может обходиться без такого сотрудника. Частные авиакомпании обычно не располагают мощностями, чтобы ещё заниматься и школой, но организовать партнёрскую программу почти наверняка будут заинтересованы.

Для школы не обязательно располагать своим воздушным средством, вообще школа обычно не имеет самолёта, а всё обучение проходит на специальном оборудовании – то есть в комнате, которая обустроена как пассажирская кабина самолёта. Однако для такого классного кабинета необходимо достаточно большое помещение. Для школы нужно располагать одним или несколькими помещениями, в которых можно будет установить имитирующее внутреннее убранство самолёта оборудование, но точные размеры зависят от того, к какому типу (или типам) воздушного судна готовят бортпроводников и даже к каким моделям. Дело в том, что школа редко готовит специалистов, которые знакомы абсолютно со всеми самолётами, обычно в зависимости от потребностей потенциального работодателя проходит подготовка специалистов, обученных работе на конкретных судах. Позже бортпроводники проходят ещё и практику уже на реальных самолётах; к слову, если есть возможность, можно не располагать «учебным салоном» самолёта, то есть его имитацией, а просто проводить все занятия непосредственно на самолётах партнёрских компаний.

Стоимость обустройства может сильно меняться в зависимости от того, на каких именно самолётах придётся работать, какой уровень оборудования предоставлять и вообще, есть ли смысл заниматься организацией столь сложной школы. То есть сумма внутреннего оборудования может быть и очень маленькой (то есть в пределах 100 тысяч рублей за просто мебель), так и очень высокой (покупка всей техники и подключение, имитация работы самолёта, в первую очередь – его систем безопасности, стоимость может быть и несколько миллионов, учитывая ещё и уникальность работы).

Дополнительно нужно оборудовать офис, но на это не потребуется слишком много средств. Однако приобретать свои собственные летательные аппараты не нужно, по партнёрской программе можно проводить обучение своих людей, даже если партнёрами будут не будущие работодатели, договориться о подобных занятиях можно со многими авиационными компаниями. То есть организация своего офиса может быть очень недорогим мероприятием, но обязательно для работы необходимо найти компании-партнёры. Тогда можно будет говорить об эффективности своего начинания.

Стоимость аренды помещения определяется многими факторами, но школа, расположенная близко к аэропортам, обычно располагается в не самых дорогих кварталах города. Хотя средняя цена аренды офиса размером 50 м2 будет около 30 тысяч рублей в месяц, но тут стоимость может сильно меняться от города к городу. Теперь нужно более подробно остановиться на том, чтобы проводить занятия непосредственно на летательных аппаратах. В целом, обучиться на бортпроводника можно, и не посещая самолёт, но тогда не будет практических навыков, лишь теория. Работая с авиакомпанией, можно привозить своих учеников, которые будут подниматься в небо и в реальном самолёте работать. Тут может быть взаимовыгодное сотрудничество – школа привозит работников, работающих реальный рейс бесплатно, то есть авиакомпания экономит на заработной плате и не берёт плату за полёт. Но, конечно, для начала стоит убедить партнёра в том, что ученики смогут справиться с работой, пусть и под надзором более опытных сотрудников. И, конечно, к времени рабочей стажировки у студентов должен быть какой-то уровень.

Далее нужно найти людей для работы, причём самая важная должность – это именно инструктор, преподавать, учитель. Понятно, что им может стать человек, имеющий опыт работы в авиации, который сам не один год проработал стюардом. Обычно на такую должность берут человека, который уже закончил карьеру бортпроводника, но сам отлетал очень много, поэтому знает о всех внештатных ситуациях, может поделиться очень богатым опытом. Получает такой специалист нередко процент от суммы, которую собирает школа, однако могут быть месяцы, когда совсем нет учеников или их очень мало. Тогда учителя получают фиксированный небольшой оклады, а также какой-то процент в зависимости от количества обучаемых. Однако этот процент не будет большим, потому что немало средств школа отдаёт и за организацию занятий, в особенности – за практические уроки и за работу с лётчиками и авиационными компаниями вообще.

Один педагог, который преподаёт теорию и проводит инструктаж на тренажёрах, может получать в среднем 50 тысяч рублей, однако сумма меняется в зависимости от его обязанностей, а также от того, в каком городе приходится работать; в провинции уровень зарплат ниже вообще. Поэтому более точно назвать цифры очень сложно. Если предприниматель сам имеет опыт работы в этой сфере, то он может стать одним из инструкторов, что позволит ему экономить на одной штатной единице. Весь остальной персонал набирается в зависимости от того, в каком формате работает школа, обычно требуется только пара помощников для выполнения простых поручений и человек, который занимается администраторской и организационной работой.

При этом все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли организацией, следует передать на аутсорсинг, сюда относится ведение бухгалтерии, например. Величина фонда оплаты труда в небольших школах не превышает 100 тысяч рублей. А в школах, которые изначально открываются как подразделение какого-нибудь школы лётной, обязанности инструкторов иногда могут выполнять уже штатные работники.

Чтобы поступить в школу бортпроводников, нужно предварительно пройти несколько исследований, то есть школа не может принимать всех без разбора. При этом помимо основных требований, есть требования, которые предъявляет потенциальный работодатель к своим будущим работникам, и их тоже стоит учитывать. Главное требование – прохождение врачебно-лётной экспертной комиссии, а также специального психологического теста, который подтверждает отсутствие психических расстройств. По итогам этих двух исследований человек узнаёт, может ли он стать бортпроводником, и только при наличии положительных результатов его принимают в школу. Также есть и некоторые другие бюрократические трудности, в связи с чем целесообразно заниматься обучением только граждан России, получивших военный билет (при работе с мужчинами). Без справки ВЛЭК допускать человека на обучение вообще нельзя, потому что такой сотрудник не сможет работать на высоте полёта воздушного транспортного средства. Партнёры-работодатели предъявляют требования, касающиеся минимального роста, возраста, а иногда и внешности вообще; это касается в первую очередь компаний, которые занимаются бизнесом в сфере гражданской авиации, предлагаемой в большей степени для частных лиц – обеспеченных людей. Получается, что попасть в школу бортпроводников может не каждый, но нужно отметить, что эта профессия считается интересной и уважаемой, особенно среди девушек, поэтому стюардессами желают стать многие.

Только получается не у всех. В конце концов, это достаточно сложное направление, и не все успешно заканчивают курсы или не слишком хорошо выполняют свою работу в дальнейшем. А это всё сказывается на репутации школы, то есть нужно в процессе работы отсеивать тех, кто не может пройти полностью обучение. Причём сделать это нужно до того, как пройдёт оплата за обучение. Да, обучение в школе бортпроводников достаточно дорогое, в целом, стоимость может меняться, но средняя цена – 50 тысяч рублей за двух- или трёхмесячный курс. Нужно сказать, что непосредственно сам предприниматель обычно получает не слишком большой процент, правда, многое зависит от того, как удалось организовать свой бизнес. Проводя практические занятия на машинах партнёров бесплатно, можно очень хорошо экономить, к примеру. Есть и множество других способов сэкономить, но при этом нельзя снижать уровень качества образования, предлагаемый в школе. Сегодня не так мало конкурентов, чтобы рисковать своей репутацией, да и вообще от подобного учреждения ожидает самый высокий уровень.

Сумма стартовых инвестиций в такое дело тоже может быть разной, но совсем небольшую школу можно открыть за сумму в пределах полумиллиона (но это, практически, самый минимум, и тут нельзя говорить о высоком качестве). В целом, при грамотной организации бизнеса, он может стать очень хорошим источником дохода, однако нужно понимать, что спрос на подобные услуги является не всегда постоянным, и есть смысл задуматься о том, чтобы открыть подобного рода школу на базе иного учреждения, занятого в этой же или смежной области, или просто найти себе дополнительное занятие, которое приносит прибыль.