Французский винтаж vs советская классика.
Железная дорога – зона повышенной опасности. И охрана труда здесь всегда была в приоритете.
Сегодня, попадая в зону работы железнодорожного транспорта, человек подвергается повышенной опасности, связанной с механическим травматизмом, электротравматизмом, вредным воздействием шума, вибрацией, электромагнитными полями, загрязненным атмосферным воздухом.
А каково было людям в эпоху паровозной тяги?
Совершенно случайно при поиске информации нам попалась информация о коллекции французских плакатов, в основном послевоенных, выпущенных по заказу железной дороги. Мы нашли данные на форуме французских железнодорожников, в ветке «Старомодная безопасность». Энтузиасты поделились картинками, которых теперь и не сыскать. Былая жизнь, ушедшая эпоха… Но посмотрите, как это сделано!
Вдохновившись, сначала мы хотели представить исключительно французский плакатный винтаж. Но после пересмотра коллекции возникло щемящее ностальгическое чувство, словно ты нечто подобное уже видел!
Как говорится, интернет в помощь. Скоро стало понятно, что похожие мотивы использовались в плакатах у нас, на просторах могучего СССР.
В итоге наша задумка оформилась в сопоставление французских и советских плакатов, перекличку между аналогами из двух стран. Получился обмен воспоминаниями — или даже художественный баттл. Посмотрим?
Франция и Советский Союз в эпоху стимпанка.
Экономика строится, растут перевозки. Мир машин таит свои опасности, возникает необходимость в постоянном напоминании об угрозах. Проблему решали плакаты по технике безопасности, которые размешались в местах работы железнодорожников: в депо, ремонтных цехах, хозяйственно-бытовых помещениях. С плакатов звучали грозные предупреждения, которые художники, тонкие психологи, зачастую дополняли узнаваемой чернушной сюжетной графикой. В то время общественное сознание допускало такие приемы, они никого не шокировали, были понятны и хорошо запоминались.
Два французских и советский плакаты посвящены опасности вагонных буферов (в изысканном французском предупреждение звучит как «Опасайся тампонов»). Сегодня они выглядят комично, как анахронизм, но в ту пору опасность была серьезной, и резонно было напоминать о ней еще и еще.
«Не выглядывай, не высовывайся, не прислоняйся, не опирайся на слабую опору», — вещает французский плакат. На свой лад ему вторит строгий советский. Сейчас трудно себе это представить, но в паровозную эру работа на поезде подразумевала активные перемещения по нему. Главное правило было — не высовываться за габарит.
Второе главное правило — не соскакивать с поезда на ходу.
Поворотный круг – инженерное чудо, венец прогресса своего времени. Это уникальное сооружение экономило время и строилось не на всех станциях. Но за прогресс надо было платить повышенным вниманием к движущемуся сложному механизму.
Погрузка угля – операция ежедневная, рутинная, но в то же время опасная и требующая внимания: тут и раскачка больших масс, и опасность падения льда и обломков, налипшего угля.
Оператор крана имел довольно ограниченное поле зрения, высокие борта вагона могли скрыть зазевавшегося рабочего. Поэтому требовалась слаженность работы, выучка, способность быстро подавать понятные сигналы. В армии, на флоте, на железной дороге умение громко свистеть было ценным навыком.
Рядом с проезжающими составами необходимо правильно не то что работать, а даже ходить и стоять: огромные инертные массы движущихся вагонов и локомотива трудно затормозить, поэтому любой человек, находящийся поблизости, должен иметь представление об опасности, пройти инструктаж. Радикальная мера, с которой мы сталкиваемся сегодня, – специально оборудованная полоса отвода вдоль железной дороги, огороженная забором (охранная зона ж/д путей).
Сам паровоз требовал не только знаний и умений, но и уважительного к себе отношения, так как нес немало специфических опасностей для паровозной бригады и рабочих-путейцев.
Чтобы в котле не скапливались шлам, ил, песок и масло, для смены перенасыщенной солями воды котел периодически продувают. Для удаления примесей питательной воды, скапливающихся в нижней части котла, служит нижнее продувание, а для удаления масла и грязи, плавающих в верхних слоях воды, – верхнее. Продувание является очень ответственной операцией, так как по недосмотру или неумению можно упустить воду и вызвать тем самым серьезную поломку котла.
Новые опасности возникли при переходе с паровой тяги на электрическую. Риск поражения током нашел отображение во французских плакатах.
«С осторожностью работай в зоне контактной сети». Сейчас бы для такой опасной работы потребовался не только специальный допуск, но и целый набор снаряжения, и множество дополнительных мероприятий.
Даже для разгрузки вагонов необходимо было иметь навыки безопасной работы.
Теперь переходим к обмену экзотическими сюжетами: вот, к примеру, редкость от французских железнодорожников.
Плакат, объясняющий правильный безопасный хват кочегарного инструмента – резака. Это скребок для подрезания шлака. Если шлак в топке спекся, загустел, слежался или скоксовался, то его подрезали именно им.
Мало кто знает сегодня, что при обслуживании паровой машины у кочегара имелась не только лопата, но и резак, ломик, пика, гребок, вальцовка, банники, масленки, а также расходники – концы и пакля. Кочегар должен был равномерно распределять уголь, следить за тем, чтобы топка не зарастала нагаром. Но на нем лежали и разные вспомогательные обязанности. Он смазывал буксы, набирал масло и воду, подгребал уголь из тендера в лоток, подсыпал его в стокерную машину (если паровоз был оборудован стокером — углеподающей машиной для мощных котлов, значительно снижающей объем тяжелого ручного труда). Во времена стимпанк-эры (когда ходили паровозы) существовала даже должность ученика кочегара. Ведь неумеха мог погубить машину, и тогда плохо дело!
А вот редкий плакат с наших железных дорог.
Сварочные процессы в котле паровоза – пример работы в стесненных условиях. Мастер находился в замкнутом пространстве с плохим режимом вентиляции. О современном снаряжении для проведения работ в подобных условиях Гетсиз уже писал.
Словом, наши победили! Хотя бы потому, что страна у нас больше, железнодорожное хозяйство обширнее, а потому тем в сфере охраны труда находилось немало.
Отдельного упоминания заслуживают художники, оставившие для нас эти свидетельства о прежних временах. Имена их позабыты, ведь выпуск плакатов чаще всего представлял собой поток поденной серийной работы. Но и сегодня можно определить выразительную манеру того или иного автора, его стиль, определенную художественную ценность изображения. Эти плакаты – носители ценной исторической информации, летопись развития железной дороги – а в глобальном смысле, и цивилизации.
Прошли десятилетия, и теперь эти творения неизвестных художников становятся редкостью, предметами собирательства. Особенно интересны они для людей, связанных с железной дорогой. В их глазах такие плакаты имеют сильную эмоциональную окраску. Даже если ваш дальний родственник работал на железной дороге, у вас уже есть повод для доброго разговора с ним «за старую жизнь», пробуждения его воспоминаний.
В заключение напомним о важности соблюдения правил взаимодействия человека с техникой и вообще с производственной средой в современном мире. Каждому специалисту следует уметь идентифицировать опасность и различные ее источники, а для этого необходимо знать их сущность и возможные причины возникновения!