Всем Доброго Аудиофильского!
Сегодня у нас не просто обзор. Это статья 2 в 1. Она будет и про колонки и про точный звук вообще.
В общем наши сегодняшние колонки родились в 1975м году. Чтобы понять всю их суть нужно проникнуться эпохой.
На дворе уже был Дарк Сайд, но Стены еще не было. Скорпионс во всю жарили ядреную смесь ранних Пинк Флоид с ранними Лед Зеппелин. Свои супер медлячки они начнут делать с 1982го. Чикаго тоже нажимали на тяжелый звук. Их мега хита еще тоже не было. Он только через 3 года появится.
Джон Леннон еще не записал свой Imagine.
Производители техники из кожи вон лезли с целью создать достоверный звук. Времена еще были такие, что правильным басом был ЗЯ.
Второй Нефтяной Кризис 1978го года ситуацию изменит. На студиях станет обязательным применение акустики с фазионвертором. А развитие акустики пойдет не по пути повышения качества и достоверности звука, а по пути миниатюризации.
Уменьшение габаритов при сохранении качества станет доминирующей целью.
А сейчас в 1975м году задачей было еще выжать максимум точности звука.
Правда с точностью вышла небольшая накладка. Точку в пределе роста точности поставила компания Sanyo в 1974м году. Они выпустили свои легендарные OTTO SX-P1
фото отсюда http://ldsound.ru/otto-sx-p1/
И так уж вышло, что по части детальности звучания эти колонки обогнали время. Их параметры оказались лучше, чем нормативы на коммерческую запись.
Их звук детальнее и прозрачнее, чем исходная задумка звукорежиссера.
Но ведь это же проблема. Ведь если перевести Кассетники, Винил, Катушечники на новые требования и стандарты возникнут проблемы.
Суть их будет в том, что Кассетник точно не вывезет. А он ведь был на тот момент наиболее перспективным игроком в вопросах миниатюризации техники. Да и цифра на 44 кГц такую детальность не потянет.
Вот и возникла идея притормозить нарастание качества коммерческой звукозаписи.
Само собой прогресс в получении точного звука от этого не остановился. И это направление в лабораторных исследованиях осталось. Но оно стало значительно более редким. И даже в какой-то мере закрытым.
А в массовых трендах стала актуальной задача уменьшения габаритов. Возникла та знаменитая фантазия о 20 - 20 кГц из спичечного коробка.
Так уж устроен мир. То что массовое, тем Кулибины больше интересуются. А значит и рисков открытий новых больше.
Вот и сместили приоритеты, решив, что да. Противофазную активную глушилку посторонних звуков сделать еще не можем. А вот габариты уменьшить - это делянка хорошая.
***
И вот теперь представляю вам последних из Могикан.
Bowers & Wilkins DM6
фото отсюда http://ldsound.ru/bowers-wilkins-dm6/
Родились они в 1975м году.
Так уж вышло, что до сих пор нормативы на точный звук имеют столь сильные допуски, что звук может быть кардинально разным.
И понятное дело, разные бренды учитывают этот момент, и делают звук таким, чтобы у него был их небольшой но фирменный акцент.
Этих колонок, невзирая на все их решения по части точного звука, эта участь по части фирменного акцента тоже стороной не обошла.
Это фазолинейные колонки, с дизайном технлогогического толка.
Все эти линии и полоски - это на самом деле поглотители интерференционных переотражений волн.
Т.е. задача их обеспечить лучшую АЧХ. Да и динамические характеристики тоже.
А уж чего стоит обрамление пищалки здесь.
фото отсюда http://ldsound.ru/bowers-wilkins-dm6/
Да да! Это поролон.
По идее должен понижать КНИ и повышать линейность АЧХ.
Да вот незадача. Фирменный звук у B&W это как раз мощный навалистый верх. Яркий детальный с выраженным динамическим пиком на среднюю часть звучания тарелок.
И вот спрашивается, что они хотели при таких допусках этим поролоном сказать?
Нет в СЧ и НЧ все правильно. Это придает большей детальности и прозрачности звучания именно за счет снижения КНИ и повышения линейности АЧХ.
Тем боле, что и бас здесь ЗЯ. И на момент 1975го года - это был самый точный бас.
АЧХ здесь правда как у 25 ас 109 50 - 20 кГц.
Басовик здесь 25 см. СЧ на 13.
А формы корпуса и расположения динамиков выбраны такими, чтобы компенсировать фазовые сдвиги в кроссоверах.
Именно физическим расположением динамиков.
Правда регуляторы отдачи здесь стоят и по СЧ и по ВЧ и по НЧ.
При этом надо сказать, что при всей провозглашаемой фазостабильности, схема кроссовера вызывает вопросы именно в этом аспекте.
Дело в том, что корректор отдачи по НЧ меняет индуктивность первой катушки в кроссовере. А ведь это означает, что при изменениях настроек будет меняться не столько амплитуда, сколько частота среза. А вместе с ней и фаза.
Да и регулирование получается будет происходить по части стыка СЧ с НЧ.
Фильтр по басу при этом 3го порядка.
А вот на СЧ фильтр по низам первого порядка, и по верхам второго.
А пищалка по третьему порядку стоит.
При этом здесь есть еще один Аудиофильский момент. Мы уже это разбирали.
Если на выходе колебательного контура поставить не 8 Ом динамика, а резистор покрупнее и только за ним динамик, то эта штука будет замедлять стекание заряда через динамик. А значит будет возникать дополнительное колебание вытягивающее послезвучия.
И вот здесь регулятор отдачи по СЧ он как раз после кроссовера. А регулятор отдачи по ВЧ до кроссовера.
Такая вот Аудиофильская игра.
В итоге при всем стремлении к точному звуку, колонки не забывают и фимренную подачу по верхам делать, и заодно насыщать СЧ Аудиофильскими послезвучиями. Да и бас тут плотный с некоторым нажимом на утяжеленность.
И все это на момент 1975го года смело укладывалось в стандарты на точный звук.
Это после уже в в 1979м, такие движения станут называть Hi-End. А точный звук станет называться Hi-Fi.
Кстати в нормативы по нему эти колонки укладываются с выраженным запасом. Невзирая на все Аудиофильские дела.
Да и выше названный Отто/Фишер/Санио тоже укладывается как делать нечего. Но ни те ни другие не являются колонками класса Hi-Fi, хотя при этом и стремятся к точному звуку.
Такой вот парадокс. Который мы будем прояснять уже в следующих статьях.
Я должен сказать, что в ближайшие пару тройку недель публикации на канале будут иметь выраженное стремление именно к точному звуку.
Ведь наслаждаться вкусом Яблок можно и в оригинале. Не обязательно из них Зефир делать. И Мармелад с Пастилой.
Хотя Пектин, что выделяется в яблоках при термообработке, говорят повышает уровень полезности яблок.
Но сейчас у нас вектор Яблок и Клубничек в оригинале. Будем наслаждаться точным звуком. А сначала нужно понять, что это за зверь. И где его взять. А уже потом думать, с чем же его вкушать.
Такие вот дела.
Спасибо, что дочитали!