Найти в Дзене
hello.history

Богатые и презираемые: звёзды древнеримского шоу-бизнеса.

#Император Нерон обожал сцену, считал себя выдающимся актером и кифаредом, особенно любил изображать трагических героев. И не зря он постоянно стремился в Грецию, мечтал покорить именно греческие театры. В Греции с момента появления театра актерами были свободные и уважаемые люди. В Риме же дело обстояло совсем иначе.

Актёрами были рабы или вольноотпущенники, а само актерство приравнивалось к торговле своим телом. Долгое время актёры не имели полных прав граждан, например, их можно было бить, например, в качестве наказания за какие-либо нарушения. А вот полноправного римского гражданина бить было нельзя.

Среди актёров тоже была своя градация. Самыми презираемыми были мимические актеры (mimi), потому что мимы были самыми пошлыми и грубыми представлениями. Другими популярными "специализациями" актёров были пантомимы (нечто вроде балета на мифологические сюжеты) и комедии.

Во времена республики проводить время в обществе актеров считалось дурным тоном и было свидетельством крайней распущенности. Цицерон постоянно обвинял Марка Антония в том, что его окружают арфистки и актеры, с которыми он беспробудно пьянствует.

Актёрские выступления были несовместимы с принадлежностью к сословию всадников, тем более, сенаторов, это считалось бесчестьем. Однако, среди представителей сословия всадников (второго сословия Рима) были авторы мимов. Таким был Децим Лаберий, чьи произведения для сцены отличались большой язвительностью. Любимой мишенью Лаберия был Гай Юлий Цезарь.

Рельеф с театральной сценой. Неоаттический рельеф.
Лунский мрамор. Середина I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
Рельеф с театральной сценой. Неоаттический рельеф. Лунский мрамор. Середина I в. н. э. Неаполь, Национальный археологический музей.

В отместку Цезарь как-то раз и сам сочинил мим и заставил Лаберия выступить в постановке этого мима на сцене в качестве актера. Это было публичное унижение, после которого Лаберий по традиции был исключен из сословия всадников. За позор. Правда, #Цезарь публично восстановил его в правах. Но этого унижения Лаберий так никогда и не смог забыть.

Несмотря на такой сомнительный статус, актёры пользовались бешеной популярностью, они становились звёздами, имена отдельных представителей этой профессии дошли до нас из глубины веков. В биографии Августа упоминается, например, очень известный пантомим Гилас, которого за какой-то проступок Октавиан приказал высечь плетьми при всех в атрии своего дома.

Отдельные актеры были очень состоятельными люди. Например, известно дело Цицерона, защищавшего интересы своего друга, актёра Квинта Росция Галла. Этот #актер был так талантлив, что Сулла даровал ему римское гражданство и всадническое достоинство. Более того, два знаменитейших оратора - Цицерон и Гортензий - оба учились у него искусству выступления, поскольку считалось, что Росций в совершенстве владеет мимикой.

Этот актёр к концу своей карьеры мог позволить себе выступать бесплатно, так сказать, из любви к искусству. Он вёл, как бы сейчас сказали, авторский курс актерского мастерства и зарабатывал огромные деньги. Когда Росций умер, несмотря на то, что он был комическим актером, Цицерон сказал о нём:

"Хотя он и умер ста­ри­ком, все же, ввиду сво­е­го выдаю­ще­го­ся искус­ства и изя­ще­ства игры, он, каза­лось, вооб­ще не дол­жен был бы уми­рать".
Цицерон. Мрамор. I в. до н. э. Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
Цицерон. Мрамор. I в. до н. э. Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.

Октавиан Август, благосклонно относившийся к зрелищам и театру, пытался сделать положение актёров лучше. Он запретил их наказывать побоями где-попало и когда-попало. Отныне бить актёров можно было только на играх и зрелищах, ито не во всех случаях. Видимо, и из этого акта наказания Август хотел тоже сделать своего рода зрелище.

На рубеже н.э. сенат специальным декретом запретил представителям сословия всадников выступать с подмостков. Но Октавиан Август всё равно несколько раз нарушал этот декрет, в частности, при нём на сцене дебютировал знатный юноша по имени Луций (его полное имя до нас не дошло). В оправдание Августа источники пишут, что он выступал как диковина, потому что его рост составлял всего 59 см, а вес - что-то около 6 кг - это был карлик. Несмотря на свои размеры, он имел необычайно громкий голос.

Вообще, Октавиан нормально относился к мимам и даже посещал эти представления. Как говорят, сам он их не любил, но хотел показать народу, что разделяет его увлечения. К тому же, мимы очень любил один из ближайших друзей Октавиана, Гай Цильний Меценат. Да-да, можно было быть покровителем Вергилия и Горация, столпов латинской поэзии, и любить пошлые мимы)

Примечательно и то, что Октавиан, когда был при смерти, спросил у друзей, хорошо ли он сыграл комедию жизни? Его последними словами, обращенными к друзьям были такие строки:

Коль хорошо сыграли мы, похлопайте
И проводите нас добрым напутствием

Думаю, Август лучше всех понимал, что вся жизнь (особенно правителя) - это #театр, а он в нем играет роль).

Статуя Августа из Прима-Порты (деталь). Мрамор. Рим, Ватиканские музеи.
Статуя Августа из Прима-Порты (деталь). Мрамор. Рим, Ватиканские музеи.

Сцена уже манила людей, и не только искусство, но и весь богемный и развратный образ жизни, которые вели актеры, и та популярность, которой они пользовались, постепенно становились привлекательными для молодежи. Во времена императора Тиберия находилось много представителей высших слоев общества, желавших выступать на сцене, хотя Тиберий к этому относился крайне отрицательно.

Например, при Тиберии было принято постановление сената, запрещавшее представителям высших сословий посещать мимов у них на дому. А тех зрителей, которые прямо в театрах выказывали распущенность и проявляли излишнюю любовь к актерам, могли и в изгнание отправить в качестве наказания.

Потом Тиберий и вовсе постановил изгнать комедиантов и мимов из Италии.

Тацит пишет:

"мно­го сму­ты вно­сят они в обще­ст­вен­ные места, мно­го мер­зо­стей тво­рят за сте­на­ми част­ных домов; ... без­обид­ное и забав­ное народ­ное зре­ли­ще ста­ло настоль­ко бес­стыд­ным и настоль­ко рас­про­стра­нен­ным, что сена­ту над­ле­жит поло­жить пре­дел это­му без­обра­зию".

Эти меры были, конечно, совершенно бесполезными. Официально же изгнанных актеров в #Рим вернул Калигула спустя почти 15 лет...

Калигулу в источниках называют "рабом актеров и прочего сброда, что подвизается возле сцены". Он обожал театральные представления, и они устраивались в Городе почти каждый день. Да и сам Калигула несколько раз выступал в пантомимах. Известно имя любимца Калигулы - это был знаменитый трагический актер Апеллес. Честно говоря, мне кажется, что пользоваться любовью Калигулы было ну очень большим стрессом, ведь характер у него был взрывной, и всегда было непонятно, чего от него ожидать...

Вот и Апеллеса Калигула как-то раз приказал подвергнуть пыткам, правда, неизвестно за что. При этом, Апеллес был очень близок к Калигуле и даже, вроде как, давал ему советы. В частности имя актера Апеллеса упоминается в связи с решением Калигулы установить в Иерусалимском Храме огромную статую Зевса/Юпитера, очень похожую на самого Калигулу лицом (иудеи были в шоке).

Cам Калигула под конец своей короткой, но яркой жизни предпочитал примерять роли богов, причем, не только богов-мужчин, но и богинь) Он появлялся в роли Гермеса, Вакха, Аполлона, Марса, а также...Венеры.

Что же касается печально известного Нерона, то... цитирую Тацита:

"Рас­счи­ты­вая снять с себя долю позо­ра, если запят­на­ет им мно­гих, он завлек на под­мост­ки впав­ших в нуж­ду и по этой при­чине про­дав­ших­ся ему потом­ков зна­ме­ни­тых родов; они умер­ли в назна­чен­ный судь­бой срок, но из ува­же­ния к их про­слав­лен­ным пред­кам я не ста­ну назы­вать их име­на".

Впрочем, Нерона интересовали все виды искусства. Помимо актерского таланта император блистал талантом поэта, игрой на кифаре и т.д.

А перед смертью Нерон всё плакал и бормотал: "Какой великий артист погибает"...

#театр и кино #история #древний мир #правители мира #скандалы знаменитостей