На оккупированных немцами территориях СССР новые власти стотысячными тиражами издавали ежедневные газеты. Информационные по своему формату, они по сути были пропагандистскими: почти все материалы содержали «скрытую рекламу» нового режима, либо острую критику большевизма, Красной Армии и партизан.
Сотрудники этих газет были бывшими советскими гражданами, профессиональными журналистами, литераторами, художниками, которые согласились работать на немцев. Эти люди, ещё вчера восхвалявшие товарища Сталина и компартию, легко «переобулись» и начали так же ярко «рекламировать» Адольфа Гитлера и его «новый порядок». Сталина же и большевиков начали описывать как исчадий ада.
Профессионалы, готовые послужить кому угодно
К примеру, редактор газеты «Новый путь» Константин Долгоненков до прихода немцев работал на той же должности в смоленской газете «Рабочий путь». Редактор газеты «За родину» Анатолий Петров (Ф. Т. Лебедев) был бывшим редактором советской газеты «Псковский колхозник».
Почти все они избежали возмездия за свои преступления (пропаганда, как известно, наносит не меньший вред, чем пули и бомбы). Они отступили с немцами, а потом получили убежище на Западе. Некоторые жили тихо «не высовываясь», но некоторые – продолжали вести общественную деятельность, писали мемуары.
Например, последний редактор коллаборационистской газеты «За родину» Анатолий Григорьевич Стенрос (настоящая фамилия Макриди) после войны до 1982 года жил в Австралии, печатался в эмигрантских газетах, переписывался с Солженицыным, писал и издавал мемуары.
Сотрудники его редакции – супруги Николай и Олимпиада Поляковы – жили в ФРГ, сотрудничали с русскими эмигрантскими организациями, написали мемуары. Борис Филистинский до 1991 года жил в США, где нашёл работу на «Голосе Америки».
Отношение новых властей к продажным журналистам было отнюдь не дружеское и уважительное (как некоторые могут подумать). Лучше всего это отношение иллюстрирует такой случай из их воспоминаний.
В редакцию газеты «За родину» пришёл немецкий ефрейтор Кноп и приказал всем её сотрудникам идти разгружать пропагандистские материалы, которые он привёз. Художник Борис Завалов немного задержался, заканчивая рисунок. Кноп выгнал его на улицу силой, и погнал дубинкой.
Никакой русской нации, никакой России
Естественно, во всех материалах коллаборационистских газет акценты расставлялись так, как указывали хозяева.
Рассказывали о «Боевой доблести русских добровольцев на Западе» и «Образцовых стражах порядка». Первый заголовок – из газеты «За родину». В статье рассказывается бывших красноармейцах, которые пошли служить в доблестную германскую армию и живут теперь сытой и вольготной жизнью. Второй – из газеты «Новый путь»: статья о полицаях, охраняющих мирную жизнь граждан от бандитских вылазок партизан.
Удивительно, но до поры до времени запрещено было писать о Власове и власовцах (хотя они уже существовали). Нельзя было упоминать о Русской освободительной армии и Русском освободительном движении. Вообще ничего нельзя было писать о национальной России.
В первой половине войны планы Адольфа Гитлера и германского командования не входило создание национальных русских подразделений. Лишь потом, когда у вермахта и Ваффен СС дела пошли плохо, эти планы изменились, и Власова начали пиарить в коллаборационистских газетах. Но только – безо всякой «России» и «русской национальной идеи». Эти темы были «табу» для продажных журналистов.
Спасибо за прочтение статьи! У меня есть 👉 Телеграм , 👉 сайт , 👉 Одноклассники, и канал 📍YouTube. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, почему пропагандистам запрещали писать про Власова и РОА?
Русские фашисты, которые были задолго до Гитлера- кто они?