В общественном сознании, Грузия во многом стала неотделима от христианской культуры, ее персоналий и архитектуры.
Однако весьма малоизвестным является тот факт, что жемчужина Кавказа почти 400 лет находилась под эгидой Арабского халифата, являясь ничем иным как подконтрольным эмиратом.
Сегодня вы узнаете об этой графе истории без лишней воды.
Сказать по правде, арабских лет могло бы быть и почти 500, так как первые походы стремительно растущего халифата в Грузию и Армению были предприняты в 642 году Н.Э.
Следующие 10 лет в регионе проходила ожесточенная борьба с переменным успехом. Однако арабы смогли закрепиться на большой территории (включая Тбилисси), если бы не одно но...
Халифат постигла внутриполитическая междуусобица и борьба за эшелоны власти, Столице было не до далекой Грузии, и местные князья при византийской поддержке смогли вытеснить арабов из региона.
Но музыка играла недолго
735 год...после укрепления арабской вертикали власти, регион постигло вторжение военачальника (и будущего халифа) Марвана на Кавказ.
Мотивация халифата имеет грузино-патриотичную и геополитически-прагматичную версии:
- Согласно первой: преследовалась цель окончательно решить вопрос с сопротивлением грузинских князей подступающим с юга границам халифата
- Вторая склонна к более комплексному подходу, в рамках которого арабы хотели подорвать влияние Византии и в "зародыше" обороняться от набегов Хазарского каганата с севера.
Вторжение было неумалимым и сопровождалось личной жестокостью Маврана, за которую грузинский эпос наградил его прозвищем "Глухой" (к страданиям). Завоевание решительно достигло своей цели на 80%.
Однако нашлось место и Грузино-Абхазским "спартанцам"
Собственно оставшиеся 20 % мы берем от абхазского региона, благодаря героической обороне Анакопийской крепости.
Чем не история о спартанцах! Причем с благим для последних концом.
3 тыс. грузино-абхазских защитников смогли сдержать и повернуть вспять громадные силы Марвана из 60-ти тысяч воинов, из которых около 38 000 были повержены во время осады.
Не обошлось без вмешательства судьбы, в арабском лагере вспыхнула очень жесткая кишечная инфекция, погубившая целых 35 тыс воинов. Порой бактерии сильнее стали.
Остальные три тысячи потерь среди войск Марвана были понесены при неудачной попытке штурма и арабский предводитель решил отступить в покоренные земли. Дальнейшие потери были неприемлемы.
Эта черноморская "Хельмова падь" позволила абхазскому региону остаться под вассалитетом Византии, а надежда Марвана на заход в тыл противника в обход Черного моря стала мечтой.
Что же стало с Тбилисским эмиратом?
Однако вся Восточная часть страны стала полноценным арабским государственным образованием, с назначением управляющего эмира прямиком из дворца Арабского халифа.
Центральная же часть страны была под прочным вассальным контролем арабов, с облаганием налога и прочими знаками единососедства.
Следующие 400 лет ни у кого не было достаточных ресурсов и политической воли для попытки нападения на Тбилисский эмират.
Впрочем, ему жилось не очень легко. Исламизации населения не суждено было сбыться и единственной заметной попыткой была перестройка Тбилисси (Эль-Тефелис) на арабский лад.
В течении всей истории эмирата именно этот город будет самым надежным арабским центром грузинской территории.
Источником нестабильности для халифата послужило не только местное национальное "партизанское" сопротивление, но и сам тбилисскийй эмир.
В последнее столетие арабской власти в Грузии, непокорный центру эмир Саак решился на дистанциирование от тогдашней столицы халифа - Багдада, прекратив выплату причитающихся финансов.
Реакция из Багдада была крайне решительной. Карательный поход нещадно разгромил Тбиллиси, распяв самого эмира на кресте.
Власть Багдада была восстановлена, но это уже не могло остановить маховик истории. В 1000 году под контролем эмирата остался только многострадальный "Эль-Тефелис".
Спустя 80 лет эмират пропадает из летописей
Судя по всему до 1122 года городом управляли местные старейшины, о чем имеются исторические рукописи, возможно арабы ушли как прагматики, а не как поверженные в сражении.
В том же году случилось эпическое для грузинской истории событие - царь Давид IV Строитель вошел в Тбилисси как своего рода "собиратель земель грузинских" и сделал его столицей новоиспеченного, единого государства Грузии под династией Багратионов.
Во многом с этого момента начинается история Грузии, которую мы (не грузины) чаще всего осязаем в сознании.