Найти тему
Alejandra Voloshin

Ширли Джексон. "Мы всегда жили в замке". Ненависть в провинции.

обложка к роману.
обложка к роману.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня я бы хотела рассказать о книге Ширли Джексон, популярной американской писательнице, которая пользуется противоречивыми отзывами у читателей. Ее более популярный роман "Призрак дома на холме" не раз экранизировалась.

На мой взгляд сегодняшняя тема нашего обсуждения - роман "Мы всегда жили в замке" не уступает по качеству коммерчески успешному.

"Меня зовут Мари Кларисса Блеквуд. Мне восемнадцать лет, и живу я с сестрой Констанцией. Будь я чуть неудачливей, вполне могла бы родиться оборотнем — у меня, как у них, средний и безымянный пальцы на руках одинаковой длины, — ну да ладно, какая уж есть. Я не люблю умываться, а еще собак и шума. Люблю сестру Констанцию, а еще Ричарда Плантагенета и гриб Amanita phalloides — бледную поганку… Других родственников у меня нет — все умерли."

Так начинается роман. В конце абзаца в двух предложениях внимательный читатель угадает ключик к развязке. Но об этом еще не скоро.

Три странноватых персонажа населяют дом Блеквудов сестры Мари Кларисса и Констанция и дядя Джулиан. Повествование ведется от первого лица. Самая юная из рода, Мари Кларисса, тихая, невротичная, даже аутичная девочка, боящаяся внешнего мира, но каждые вторник и пятницу выходящая в него за книгами и продуктами. Констанция и дядя не могут сделать этого по определенным причинам.

Мари Кларисса любит только свою сестру и дядю Джулиана. И кота Иона. Она живет в своем мирке, непонятном остальным жителям, которые откровенно и с удовольствием издеваются над девочкой при каждом удобном случае. Это мерзко, это стыдно, такие поступки не красят людей, но в поселке действует негласный закон толпы - люди не могут сопротивляться этой жуткой усмешке зла - и сами смеются над девочкой, которая не сделали им ничего плохого. Которая просто-напросто замешана в давней истории, что , с помощь обитателей поселка, обросла несуществующими подробностями, кровожадными и бессмысленными.

-2

Коллективная ненависть сопровождает каждый выход девочки. Это ненормально, это жестоко, это бесчеловечно. Дети улюлюкают вслед девочке, смеются над ней, а взрослые поощряют их низменное поведение. Люди забывают обо всем и преклоняются лишь перед таким грязным и античеловечным гадким чувством самоудовлетворения и принадлежности к большинству.

Бывало ли у вас, мои дорогие читатели, такое чувство? Не лгите себе, будьте честны. А теперь возьмите книгу и прочтите о том, как это некрасиво.

Констанция и дядя Джулиан не покидают усадьбы. Но иногда к ним все же приходят гости. Нахальная женщина, которой нравятся пирожные и чай, чем неизменно угощает ее гостеприимная Констанция, приходит к семье как в музей, как в кунсткамеру. Им не терпится взглянуть на "Роковой стол" где произошла трагедия. "Зачем им это нужно? " Спросите Вы. Ответ прост, и в то же время сложен. Людей всегда будут привлекать трагедии. Только если они не связаны с их собственной жизнью.

Почему же девушек Блеквуд так ненавидит весь поселок? Что случилось шесть лет назад?

А случилось вот что. Отца и мать Блеквуд отравили мышьяком их же собственные дети. Мышьяк был положен в сахар и ежевичные ягоды. Мама с папой полакомились отравленным сахарком. То был последний вечер в их жизни.

Констанцию оправдали, но девушка теперь вынуждена жить затворницей. Дядя Джулиан выжил. Мари Кларисса теперь ходит за продуктами для оставшихся членов семьи, поддерживая таким образом, связь с внешним миром.

Как же живут эти девушки и их престарелый дядя? Прошлым. Воспоминаниями о том, что они были когда-то крепкой большой и дружной семьей. Констанция, на первый взгляд счастлива. Она ухаживает за дядей и сестрой, и ее образ никак не сочетается в сознании читателя с образом жестокой хладнокровной отравительницы. Справедливости ради нужно отметить, что мы не проникаем в сознание к Констанции. Мы не знаем, о чем она думает, что ее беспокоит. На наш взгляд - как будто ничего. И она как-будто счастлива.

И тем не менее, Конни никак не вяжется у меня с убийцей-маньячкой. Она - двадцативосьмилетняя девушка, желающая тепла, любви, семьи. Она отдается полностью своей семье - Маркиске, как она сама называет свою младшую сестру Мари Клариссу и дяде Джулиану. "Бело-розовая, с синими-синими глазами" - так видит ее Мари Кларисса. Может ли Констанция быть способна на убийство?

Конечно, нет.

Относительно мирное и тихое существование сестер и дяди прерывает их кузин, Чарльз. Ушловатый молодой человек приезжает в дом к кузинам в надежде поживиться богатством своего покойного дяди. Этого он едва-ли скрывает. Между Конни и Чарльзом определенно возникает чувство. Не глубокое, но такое что заставляет девушку крепко и всерьез призадуматься о своей дальнейшей жизни, о ее истинном предназначении. Мари Кларисса ревнует сестру, изобретает способы избавления от Чарли - ведет себя как избалованный ребенок, требующий внимания к себе.

Концовка романа вполне предсказуема.

Догадливому читателю не составит большого труда понять, что происходит на самом деле и кто истинный злодей.

Да и есть ли виноватые в усадьбе Блеквудов. Нет. Только жертвы обстоятельств.

И люди снаружи намного страшнее, чем невротичная девочка с большим котом.