На очередном собрании в 1970 году председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин указал, что в стране не хватает легкого гражданского автомобиля с повышенной проходимостью. После его выступления в гонку вступили коллективы трех заводов: АЗЛК, Ижмаш и ВАЗ. Все они начали разрабатывать свои прототипы.
На тот момент на ВАЗе главным конструктором был В.С. Соловьев. Руководителем проекта Нивы назначили П.М. Прусова. Дизайнером - В.П. Семушкина. Именного благодаря упорной работе этих ребят Нива выиграла гонку у других производителей.
Какие же преимущества у ВАЗ-2121 были по сравнению с конкурентами. Это ее габариты. Она маленькая, компактная. У нее нету рамы, а есть несущий кузов, на котором установлены все узлы и агрегаты. При этом у Нивы есть все возможности внедорожника, такие как постоянный полный привод, межосевая блокировка дифференциала, пониженная передача. Вообще для того времени Нива была очень инновационной машиной, по сути это первый в мире кроссовер.
В 1972 году создали первый прототип и назвали его Э-2121. Получился немного чудаковатый автомобиль, в народе прозвали его крокодилом. Впоследствии его модернизировали.
В 1974 году было выпущено 15 предсерийных образцов, а в 1976 году еще 50 машин. Эти машины прошли полный цикл испытаний.
5 апреля 1977 года с конвейера сошел первый образец ВАЗ-2121. Нива была настолько популярна, что объем первой партии с изначально планируемых 25 тысяч подняли до 70 тысяч штук. Эти автомобили в основном разошлись по другим странам.
Время шло, и к 90-м машина стала устаревать. В 1994 году был произведен рестайлинг (ВАЗ-21213). Установили мотор объемом 1,7 литра, 5 ступенчатую КПП. Параллельно начали выпускать пятидверную Ниву (ВАЗ-2131). Ее выпускают до сих пор.
В 2004 году под руководством General Motors начали выпуск Chevrolet Niva.
В 2009 году произошел еще один рестайлинг, под названием ВАЗ-21214. По сути, особо ничего сильно не поменялось. Модернизировали подвеску, поставили новое сцепление и улучшенные тормоза. Дизайн, двигатель и основные узлы остались прежними.
В 2014 году на базе трехдверной версии была выпущена модификация Urban. Изменения опять были минимальными. Усилили шумоизоляцию, вместо одного слоя поролона стали класть два. Поставили кондиционер, электростеклоподъемники, пластиковые бампера, руль стал чуть меньше. Ну вот и все, рестайлинговый автомобиль готов).
В 2015 году по принципу минимализм это наше все рестайлингу подверглась и пятидверная Нива.
В начале 2020 года произошел очередной рестайлинг (Lada 4x4 FL). Изменился автомобиль не сильно, салон, руль, новые бампера. Как видим у конструкторов современных Нив с фантазией не очень.
Нива прошла долгий путь, это прям долгожитель, 44 года это ни шутки. За это время было выпущено около 2,5 миллионов машин, более 530 тысяч штук было отправлено на экспорт.
Надеюсь в будущем конструкторы ВАЗа внесут в Ниву более кардинальные изменения и существенно улучшат модель.