Конец XIX – начало XX века. Этот период характеризуется не только появлением новых художественных стилей и направлений, начало чему было положено импрессионистами, но и многими другими интересными явлениями в художественной жизни. Помимо всего прочего, речь шла ни много ни мало – об обновлении творческого языка религиозного искусства. В этом чувствовалась общая потребность во всех странах, принадлежащих христианскому историко-культурному ареалу. Старые формы либо исчерпывали себя, превращаясь больше в ремесло, чем в искусство, либо просто переставали находить отклик в сердцах и умах. Академический подход всё больше и больше вырождался в безжизненную схему. При этом, следует сказать, что импрессионисты, например, были абсолютно безразличны к вопросам религии в своём творчестве. Соответствующих картин вы практически не найдёте ни у кого из них, кроме разве что самых ранних работ. Во «второй волне», той, что принято у нас называть постимпрессионизмом, дело обстояло по-разному. Не замечая религии, проходит мимо неё Сезанн, стремится превзойти Ван Гог (это отдельный вопрос). Из мэтров постимпрессионизма религиозный сюжет появляется только у Гогена (здесь я немного касался этого вопроса). Кстати, именно Гоген считается одним из основателей так называемой «Понт-Авенской школы», к которой отчасти принадлежал художник, о котором сегодня пойдёт речь. Почему отчасти? Да потому, что его также можно назвать и символистом и не очень ошибиться при этом. А вот как раз-то символисты во Франции и пытались вовсю использовать христианские сюжеты, естественно толкуя их по-своему. Предлагаю вашему вниманию несколько специально отобранных работ Шарля Филиже (1863-1928). На мой взгляд, они интересно сочетают традиционность и новацию. Его ангелы и святые одновременно и узнаваемы, и не привычны нам.
Я не спрашиваю о том, допустимо такое искусство или нет. Естественно, допустимо. Если оглядываться на канонических чистоплюев, то придётся позакрывать половину художественных галерей, а то и больше.
Я спрашиваю, каковы ваши впечатления? А кроме того, как по-вашему, чего здесь больше - традиции или модерна?
#нетрадиционное_религиозное_искуссство