Найти в Дзене

Ангелы привычные и не совсем. Шарль Филиже – христианский сюжет между Гогеном и символизмом

Конец XIX – начало XX века. Этот период характеризуется не только появлением новых художественных стилей и направлений, начало чему было положено импрессионистами, но и многими другими интересными явлениями в художественной жизни. Помимо всего прочего, речь шла ни много ни мало – об обновлении творческого языка религиозного искусства. В этом чувствовалась общая потребность во всех странах, принадлежащих христианскому историко-культурному ареалу. Старые формы либо исчерпывали себя, превращаясь больше в ремесло, чем в искусство, либо просто переставали находить отклик в сердцах и умах. Академический подход всё больше и больше вырождался в безжизненную схему. При этом, следует сказать, что импрессионисты, например, были абсолютно безразличны к вопросам религии в своём творчестве. Соответствующих картин вы практически не найдёте ни у кого из них, кроме разве что самых ранних работ. Во «второй волне», той, что принято у нас называть постимпрессионизмом, дело обстояло по-разному. Не замечая религии, проходит мимо неё Сезанн, стремится превзойти Ван Гог (это отдельный вопрос). Из мэтров постимпрессионизма религиозный сюжет появляется только у Гогена (здесь я немного касался этого вопроса). Кстати, именно Гоген считается одним из основателей так называемой «Понт-Авенской школы», к которой отчасти принадлежал художник, о котором сегодня пойдёт речь. Почему отчасти? Да потому, что его также можно назвать и символистом и не очень ошибиться при этом. А вот как раз-то символисты во Франции и пытались вовсю использовать христианские сюжеты, естественно толкуя их по-своему. Предлагаю вашему вниманию несколько специально отобранных работ Шарля Филиже (1863-1928). На мой взгляд, они интересно сочетают традиционность и новацию. Его ангелы и святые одновременно и узнаваемы, и не привычны нам.

Шарль Филиже. Мадонна. Около 1895
Шарль Филиже. Мадонна. Около 1895
Шарль Филиже. Ангел-хранитель с гирляндой. 1892
Шарль Филиже. Ангел-хранитель с гирляндой. 1892
Шарль Филиже. Мадонна с двумя ангелами. 1895
Шарль Филиже. Мадонна с двумя ангелами. 1895
Шарль Филиже. Святая Цецилия. 1893
Шарль Филиже. Святая Цецилия. 1893
Шарль Филиже. Скорее всего это сюжет о св.Себастьяне и Ирине. 1893
Шарль Филиже. Скорее всего это сюжет о св.Себастьяне и Ирине. 1893
Шарль Филиже. Положение во гроб. Около 1895 (посмотрите, какой удивительный нимб)
Шарль Филиже. Положение во гроб. Около 1895 (посмотрите, какой удивительный нимб)
Шарль Филиже. Христос. 1895 (и здесь тоже)
Шарль Филиже. Христос. 1895 (и здесь тоже)
Шарль Филиже. Страшный Суд. 1892-94
Шарль Филиже. Страшный Суд. 1892-94

Я не спрашиваю о том, допустимо такое искусство или нет. Естественно, допустимо. Если оглядываться на канонических чистоплюев, то придётся позакрывать половину художественных галерей, а то и больше.

Я спрашиваю, каковы ваши впечатления? А кроме того, как по-вашему, чего здесь больше - традиции или модерна?

#нетрадиционное_религиозное_искуссство