Матвеева Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ Вешкаймского лицея имени Б.П. Зиновьева при УлГТУ
Проблема повышения качества знаний, привития интереса к предмету тревожит учителей, является самой актуальной проблемой в образовании на сегодняшний день.
Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. Трудно добиться результатов, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.
Ученики начальной школы — это дети, которые любят играть. Поэтому я стала искать технологии и методики, которые помогут построить свою работу так, чтобы детям на уроке было интересно, чтобы они учились думать, прочно и быстро запоминать.
Целью своей работы вижу создание условий, способствующих повышению качества знаний учащихся начальных классов.
Работа с тренажёрами
Тренажёр — это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме и направленные на отработку навыков.
Работу с тренажёрами провожу во время устного счёта (на уроках математики); при закреплении нового материала. После нескольких работ результат улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.
Также использую анимированные тренажёры, например, по теме «Учим компоненты действий», «Состав чисел». (Рис. 2.)
Работа с карточками-сорбонками
Очень часто на уроках использую работу с сорбонками. На одной стороне карточки записан пример, а на другой — ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Тренажёр можно использовать на этапе изучения или повторения в ходе индивидуальной или групповой работы.
Работа с опорными схемами
Одно из самых важных современных умений ученика — это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности.
Чтобы облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному, заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять, самостоятельно делать определённые выводы. Для этого в своей работе использую опорные схемы, которые заметно повышают результативность.
Так, при изучении компонентов действий, при знакомстве с уравнениями я использую «Волшебные треугольники», отражающие связь между частями и целым. Я нарисовала одну схему без чисел, и на первых порах данные вносим карандашом или с помощью стикеров, а в дальнейшем можно использовать такую схему в качестве опоры.
На «верхний этаж» «селим» большое число — сумму. А внизу будут жить «малыши» — слагаемые. Между слагаемыми живёт «+». А сумма отгородилась ото всех «минусами».
Вывод: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Если мы не знаем слагаемое, закрываем его пальчиком. И нам становится ясно, что нужно сделать!
Подобную схему использую при нахождении неизвестных уменьшаемого и вычитаемого, при изучении тем: «Цена, количество, стоимость», «Скорость, время, расстояние» и др.
Данные опоры я применяю на уроках с тех пор, как только начала свою педагогическую деятельность. Но этот подход актуален и в настоящее время, потому что по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
Так, при выполнении арифметических действий (сложения и вычитания, умножения и деления) от детей требуется вести рассуждения, соответствующие вычислительному приёму.
В связи с возрастными особенностями учащихся ход таких рассуждений в учебниках не описан. Помочь детям усвоить их тоже помогают опорные схемы.
При изучении внетабличных случаев умножения и деления схемы-опоры выглядят так:
Приём деления двузначного числа на однозначное.
Приём деления двузначного числа на однозначное.
? — поиск ответа
Сколько десятков можно разделить на делитель?
Приём деления двузначного числа на однозначное.
Приём деления двузначного числа на двузначное (метод подбора).
Данные опоры использую уже на первых уроках при знакомстве с новым вычислительным приёмом.
При знакомстве детей с правилом а + 2 использую вспомогательную модель для тех детей, которым трудно освоить действие + 2.
Рядом с первым слагаемым ставлю две точки.
3•• + 2 = 5
Типичная ошибка. Осуществляя присчитывание, дети называют само
число и следующее за ним. Они слышат, как будто бы назвали два числа и делают ошибочное вычисление.
Пример: 3 + 2 = 4. Комментируют: «Добавляю два шага: три, четыре. Ответ — 4». Поясняю ещё раз, что первое число показывает начало движения. В нём мы стоим. Движения по числовой прямой ещё не происходит. Назвать нужно два следующих за ним числа. Причём первый шаг назвать шепотом, а второй — громко. Тогда мы получим правильный результат.
Для изучения состава числа использую стандартный алгоритм. Общая
последовательность изучения состава чисел от 3 до 10 одинаковая. Для визуального запоминания состава использую пособие «Радуга».
Схема-опора по теме «Состав числа».
— Перед тобой радуга. Пройди по каждой дуге слева направо и справа налево, и ты легко увидишь весь состав числа 10.
С первого класса начинаю использовать таблицу «Сотни», на которой изображён числовой ряд от 1 до 100 с дополнительным цветным визуальным сопровождением. Работая по таблице, дети начинают хорошо ориентироваться в цифрах и числах, учатся складывать, вычитать, умножать, делить и производить более сложные действия рациональными способами; развивается и математическое мышление.
При работе с данной таблицей использую вопросы:
1. Где написана цифра 1? 2? 0? 3? И т. д. (На узнавание цифр).
2. Кто сосчитает от 1 до 5? До 10? До 20? До 30? И т. д.
3. Кто сосчитает дальше? (До первой ошибки, где говорят «стоп, ошибка, это неверно!») Задание можно повторять до тех пор, пока ребёнок не научится называть числа до 100 без ошибок.
4. Кто умеет считать в обратном порядке, как при пуске ракеты? От 10 до 0 (вместо «нуль» можно говорить «пуск!»).От 20 до 10? От 100 до 80?
5. Покажи и назови все цифры, какие ты знаешь. Сначала по порядку, потом вразбивку.
6. Кто быстрее найдёт в таблице числа 7, 15, 28, 35, 49? И т. д.
Детей с указками приглашаю к таблице парами и устраиваю соревнование: кто раньше коснулся указкой числа, тот выиграл балл, кто набрал больше баллов, тот победил. Искать число надо глазами, а указки держать ниже таблицы.
Таким образом, использование опорных схем позволяет учащимся не зазубривать формулировки, а усвоить их в работе на уроке. Используются они столько, сколько нужно до полного усвоения материала. Мне они помогают доступно объяснять материал. На уроках дети работают самостоятельно, они не боятся трудных задач, зная, что они им под силу.
Работа с образовательной платформой iSmart
С декабря 2020 года в своей работе стала использовать образовательную платформу iSmart, которая меня сразу заинтересовала. Работаю в режиме апробации. На данной платформе зарегистрировано 29 учащихся. Занимаемся в классе, используя интерактивную доску, и дома, заходя в личный кабинет. Мои второклассники разного уровня развития. Платформа iSmart предоставляет большое количество заданий разной тематики для детей всех уровней. Ребёнок, родитель, учитель видит результат труда. Проверочные работы позволяют оценить, насколько ученики освоили темы. В статистике видно, в каких заданиях учащиеся испытывали трудности. Таким образом выявляются пробелы.
Подобранные задания на платформе iSmart способствуют повышению качества знаний учащихся, формированию мотивации и проявлению заинтересованности обучающихся к изучаемому материалу.
Повышение качества обучения зависит от личности учителя, от его желания «сделать свою работу в школе максимально эффективной. И пусть от нашего с вами труда мир станет лучше, а наши ученики займут достойное место в жизни».
Список полезной литературы
- Антюхова С.Ю. Использование опорных схем при обучении математике в начальной школе. Начальная школа, 2005, №5
- Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001.- 248 с.
- Макрушина О.А. методические разработки по математике, издательство «ВАКО»Ю, 2008 г.
- Улитина Наталья: Схемы-опоры краткой записи задач. Демонстрационный материал по математике для начальной школы, Арис-Пресс, 2003 г.
- Шкляров Т.В. «Справочник для начальных классов», М., «Терра» - «Terra», 1996 г.
Интернет ресурсы:
http://nikitiny.ru/Tablica-sotni