Порой, я в себе сомневаюсь… И начинаю активно заниматься самокопанием, ища причину внутри… А случается такое после нескольких просмотренных современных постановок, от которых получил одно расстройство, и вот тогда всплывают смутные опасения, что это со мной что-то не так… Может я отстал от жизни, закостенел или, как минимум, заплесневел? Да хуже того, может я перестал балет чувствовать и удовольствие от него получать? Но нет, слава Богу, со мной всё в порядке – так накрыло от просмотра этого «Лебединого», что мало не покажется! А причина-то одна, и она не во мне – в авторах постановок, среди которых талантом и вкусом помеченных острый дефицит.
Но вот Анжелену Прельжокажу их не занимать, отчего замахнувшись на шедевральную нетленку он выдал совершенно дивную интерпретацию, которая теперь, в моём личном рейтинге неканонических версий этого балета, будет делить 1-2-3 места с постановками Мэтью Борна и Джона Ноймайера. А они совсем не похожи действенно, что отдельно хорошо, но весьма схожи по уровню накала эмоций и равноблизки к гениальности хореографически. И у всех этих хореографов отменное чувство юмора!
Да и вообще придраться не к чему – абсолютно все составляющие части балетного спектакля на высоте, причём на космической! И даже вольная перекомпоновка партитуры Петра Ильича с включением туда мелодий группы 79D совсем никак не коробит, и тут всё та же причина – сделано талантливо. Как автор посчитал, в этом одноактнике на час пятьдесят две минуты 90% музыки Чайковского, из которой 90% – из «Лебединого озера». Впрочем, большинство танцев переосмыслены, лишь танец маленьких лебедей тоже четвёрка держащаяся перекрёстом за руки – крайне мило!
Сама история – с экологическим и антикапиталистическим посылом, Ротбарт, вдобавок к тому, что злой волшебник, ещё и нечистый на руку бизнесмен-нефтяник, а Зигфрид сын олигарха, производителя буровых установок. Типичный мажор и маменькин сынок, с папашей он в контрах, а его амбициозный бизнес-проект по добыче нефти на берегу Лебединого озера не одобряет категорически. Пойдя прогуляться по его берегам, он там прилично огребает от Ротбарта с подручными, а в сознание его возвращает Одетта, уже в лебедином обличии. Что дело рук всё той же шайки-лейки, превратившей в птицу местную экологическую активистку. Вспыхивают чувства, но Зигфриду приходится идти на банкет по случаю начала нефтедобычи, где ему сватают Одиллию: чёрного лебедя и, по совместительству, дочь Ротбарта. Знакомая история с подменкой, объявление о помолвке и ужасный миг прозрения – меня пробрало до мурашек… Финал мега трагичен – на озере, застроенном нефтяными вышками, погибают все лебеди, жуть…
Впрочем, спектакль совсем не чернуха, много откровенно смешных моментов и немало тонких отсылов к классической версии. Совсем нет мебилировачных персонажей – родители Зигфрида тоже танцующие, и как же хороши некоторые жесты, говорящие всё об отношениях. Хореография, по большей части, на классической основе, щедро сдобренная парафразами на оригинал и авторскими находками, а танцую в основном босиком, кто-то в обуви, но без единого пуанта. Соло, дуэты, небольшие группы и массовые сцены удались Анжелену одинаково удачно, ни на ком он не поэкономил, ключевые персонажи наделены вполне характерными движениями, не спутаешь. Но описывать их не возьмусь, тем более есть шанс увидеть, хотя бы и в кино – будут показывать, всем советую сходить!
Ну и отдельно покорила труппа – я сидел в поднятой оркестровой яме, считай в паре метров от рампы, и на меня прямо накатывали волны бешеной энергии, идущей от артистов! Такого уровня самоотдачи я не встречал уже очень давно, да и образы все дали на разрыв аорты! В массе своей совсем не классических форм артисты, но высочайшего уровня подготовка, и видно было как же им самим нравится это танцевать – излучали счастье танцем, а глаза горели факелами яркими! Браво!
#балет #танцы #искусство #культура #театр и балет