Найти тему
Игорь Орлов

Как относились друг к другу святитель Феофан Затворник и праведный Иоанн Кронштадтский?

Оглавление

Епископ, монах, затворник и мирянин, "белый" священник, публичный человек. Два разных таинственных пути в жизни. Как эти два человека относились друг к другу: святитель Феофан Затворник и праведный Иоанн Кронштадтский?

Святитель Феофан Затворник (Георгий Васильевич Говоров) и праведный Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев)
Святитель Феофан Затворник (Георгий Васильевич Говоров) и праведный Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев)

Свято-Успенская Вышенская пустынь, Рязанская область. Место затвора святителя Феофана (фото из Яндекс Картинки)
Свято-Успенская Вышенская пустынь, Рязанская область. Место затвора святителя Феофана (фото из Яндекс Картинки)

Андреевский собор (церковь Андрея Первозванного) в Кронштадте. Храм, в котором служил настоятелем протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский)
Андреевский собор (церковь Андрея Первозванного) в Кронштадте. Храм, в котором служил настоятелем протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский)

Что объединяло святителя Феофана и праведного Иоанна?:

  • Оба жили в 19 веке с его духовными и социальными проблемами и тенденциями: реформаторскими, предреволюционными, пред научно прогрессивными. Праведный Иоанн захватил еще начало 20 века, завершив земную жизнь в 1909 году.
  • Оба прожили земной жизни почти 80 лет, примерно одинаковый возраст. Праведный Иоанн – 79 лет, святитель Феофан - 78
  • Оба были из священнического рода, во многих поколениях, были воспитаны в строгой христианской традиции.
  • Оба искренне любили церковную жизнь, ее таинства и богослужения.
  • Оба глубоко работали над собой, своим духовным совершенствованием, практикуя православную аскетику.
  • Оба активно помогали обычным людям, мирянам
  • Оба, по своим воззрениям, были консерваторами, ратовали за сохранение самодержавия в стране, были противниками реформ. Праведный Иоанн даже оправдывал погромы против оппозиций существующей самодержавной власти.

Но у святителя Феофана Затворника и праведного Иоанна Кронштадтского были очень разные духовные пути служения Богу и людям.

В чем корневые различия их духовных путей?:

  • Святитель Феофан был монахом ,епископом. В 1872 году, ушел в затвор. Праведный Иоанн всегда жил в миру, был «белым священником» и духовным пастырем мирян, имел жену, воспитывал двоих, не своих, детей.
Иоанн Кронштадтский в окружении людей. Он всегда был одет "с иголочки",  Это еще маленькое окружение, тысячи тысяч людей были вокруг него (фото из Яндекс Картинки)
Иоанн Кронштадтский в окружении людей. Он всегда был одет "с иголочки", Это еще маленькое окружение, тысячи тысяч людей были вокруг него (фото из Яндекс Картинки)

  • Святитель Феофан, уйдя в затвор, по большей части, занимался богословскими трудами и переписывался с мирянами, мало фактически контактировал с миром. Он знал о всех событиях социальной жизни, опосредованно, не находясь в этой среде. Он учил людей через письма правильной духовной жизни: спасению, молитве, покаянию и другим добродетелям. Он богословски просвещал людей, пытался улучшить их духовное сознание и понимание.
Святитель Феофан за любимым делом - написанием богословских трудов и писем мирянам. Он избегал публичной жизни, но его советы мирянам о спасении, прогнозы, были удивительно точны, индивидуальны (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Феофан за любимым делом - написанием богословских трудов и писем мирянам. Он избегал публичной жизни, но его советы мирянам о спасении, прогнозы, были удивительно точны, индивидуальны (фото из Яндекс Картинки)

  • Праведный Иоанн мало писал книг, но строил храмы, монастыри, дом трудолюбия, помогал людям всем, чем мог. Его проповеди были сердечны, но в богословском плане - познавательно просты и выдавали в нем простого умом человека. Он активно фактически взаимодействовал с большим количеством людей, самых разных. Помощь его была не богословского, а молитвенного и чудотворного плана. Он исцелял, давал деньги, то есть совершал осязаемые социальные дела милосердия и помощи людям. Он не учил и просвещал (в отличие от святителя Феофана), а давал осязаемую фактическую помощь.
  • Святитель Феофан обладал колоссальной богословской эрудицией, тонким и глубоким пониманием психологии людей. Он подсказывал индивидуальные решения по сотериологии для каждой души, что ей было бы спасительно. Те, кто прислушивался к его советам - обретали ценное: правильную духовную жизнь, применительно к себе. своим обстоятельствам.
  • Иоанн Кронштадтский был «публичной персоной». Он проводил огромные общие исповеди, так как не успевал исповедовать массу народа, приезжавшего к нему. На его выездных богослужениях в городах России, собиралось порой до 60 тысяч человек. Его помощь была молитвенной, богослужебной, но в меньшей мере – богословской.
Общая исповедь у Иоанна Кронштадтского, в которой участвовало более 1000 человек. Редко, явление в церковной жизни. (фото из Яндекс Картинки)
Общая исповедь у Иоанна Кронштадтского, в которой участвовало более 1000 человек. Редко, явление в церковной жизни. (фото из Яндекс Картинки)

  • Святитель Феофан не имел того социального ореола, который был вокруг праведного Иоанна Кронштадтского. У Иоанна Кронштадтского даже сформировалась секта почитателей – «иоанитов». По существу, он воспринимался как неформальный патриарх святой Руси, ввиду своей огромной популярности, как в стране, так и за ее пределами. Он был популярен не только в христианской среде. так как оказывал помощь и представителям других вер (татарам. евреям и др.) Для него был важен сам человек. Все это вызывало недовольство в среде церковной и гражданской власти. Когда люди просили перевести праведного Иоанна для служения в Санкт Петербург, церковные власти не сделали этого, оставив его служить в Кронштадте. Боялись такой его огромной популярности в народе.

Как же относились друг к другу два этих святых человека?

  • Святитель Феофан был старше праведного Иоанна на 14 лет. Но он не смотрел на праведного свысока, не старался его учить. На вопросы людей об отце Иоанне, святитель всегда говорил только доброе, подчеркивал его глубокое служение Богу и людям. Святитель рекомендовал читать книги Иоанна Кронштадтского. Он характеризовал его не сам собой, а через мнение иерархов. Он замечал в отце Иоанне «кротость, смирение и боголюбие».
  • Отцу Иоанну завидовали многие священники и гражданские персоны, видя его популярность в народе и чудеса, которые он творит. На него рисовали карикатуры и колкости в печати и театральных постановках. Как публичная персона, Иоанн Кронштадтский ощущал резонансное отношение в свой адрес. Но не реагировал на него, считая это искушениями в своем служении. На него даже совершались покушения. Но и здесь Иоанн Кронштадтский оставался верен Богу и открытому Им пути. Святитель Феофан никогда не поступал так по отношению к Иоанну Кронштадтскому, и не приветствовал такого отношения. Напротив, он подчеркивал, какую трудную молитвенную и богоугодную жизнь приходится вести Иоанну Кронштадтскому. Как опытный богослов, подвижник, психолог, святитель глубоко понимал труды и трудности жизни праведного.
  • Святитель Феофан учился практическим вещам в духовной жизни из дневников святого Иоанна. Святитель понимал, что его знание, во многом, основано на книжкой эрудиции и самопознании. У праведного Иоанна это был особый молитвенный и покаянный опыт в условиях очень активной социальной жизни со всеми ее искушениями. Такая жизнь требовала от Иоанна великой молитвы, великого покаяния и смирения. Это была жизнь на острие. Святитель изучал этот опыт, он был ему очень ценен. Это было практическое воплощение духовных советов святителя Иоанна Златоуста, того святого, что очень близок был душе Иоанна Кронштадтского.
Святитель Иоанн Златоуст (4-5 век н.э.) архиепископ Константинопольский, богослов, один из трех великих Вселенских учителей (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Иоанн Златоуст (4-5 век н.э.) архиепископ Константинопольский, богослов, один из трех великих Вселенских учителей (фото из Яндекс Картинки)

  • Святитель Феофан переписывался с отцом Иоанном. Он заботливо предупреждал того об опасности избранного пути и рекомендовал ему стать монахом и быть в монастыре, создавая таким образом стену защиты от искушений. Предупреждая, что любая ошибка в его опыте, грозит обернуться потерей благодати и отторжением от него людей. Святитель предупреждал, что знаменитых и публичных людей более всего терзают две коварные страсти – гордыни и тщеславия. Они настолько тонки и имеют свойство утончаться, что их можно не применить и страшно пасть. От чего всячески оберегал праведного Иоанна и молился о его здравии и защите.

Праведный Иоанн понимал это, но не мог отказаться от избранного пути. Не сам он его выбрал - Бог явил. Он последовал Богу.

До начала своего служения он хотел быть монахом и проповедником в дальних регионах России – Сибири и на Аляске. Но Бог открыл ему иной путь – быть «белым священником», и спасать людей в миру. Чтобы оберечься от искусов отец Иоанн нашел три практических средства:

  • Частая исповедь и причастие Святых Таинств (не отсроченная исповедь, честная исповедь, тончайшая исповедь и принятие Даров Святых с величайшим благоговением перед Христом)
  • Ведение дневников и работа над собой (праведный Иоанн сам вел и другим советовал вести. Полезно)
  • Упование на Бога, Христа Его и молитву (опытное стяжание краткой и очень сильной молитвы)

Дневники его последнего года жизни показывают, что искушений становилось год от года все больше и больше (так как он пребывал в среде богатой искушениями). Праведный Иоанн замечал в себе все больше и больше самых тонких страстей. При этом, психологи оценивают праведного Иоанна, как абсолютно психологически здравого человека, со здравым, глубоким самопониманием и правильными решениями.

Здрав не тот, кто не грешит (таких нет). Не тот, кто игнорирует греховность (она не игнорирует человека и досаждает ему). А тот, кто правильно осознает действие страсти в себе и сразу же, немедля, предпринимает верные спасительные действия.

Святитель Феофан спасался тем, кто посвящал себя любимому и богоугодному делу: богословским трудами и письменному общению с мирянами. Затвор давал ему защиту, а боговдохновенная деятельность приносила благодать любви. Страсти тем самым ослаблялись и искушений становилось меньше. Он жил в созидании и любви.

Праведный Иоанн ежедневно решал проблемы других людей, вживую. И если бы он не вел тот образ жизни. который он вел, то просто бы сгорел сразу же. Понимая, какую неоценимую помощь втайне оказывает ему Бог, давая жизненные силы, он искренне постоянно благодарил Господа.

Между святителем Феофаном и праведным Иоанном были разногласия в подходе к Иисусовой молитве (споры эти были в 70х годах 19 века). У святителя это было предстояние сердцем перед Богом и важность именно сердечной молитвы, сердечного расположения. У праведного было величайшее благоговение перед Христом и упование на Христа.

Когда праведный Иоанн был в Выше, то хотел посетить и пообщаться воочию со святителем Феофаном, находившимся в затворе. Но принят последним не был. Святитель был человеком принципов. Если он ушел в затвор, дав такой обет Богу, то не нарушал этого принципа, обета ни для кого из людей, даже для царственных особ. Обет Богу дороже человекоугодничества. Допускал он только переписку.

Если хотите поделиться по теме данной статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.