17.11.2021. АПИ — Большую часть информации о деятельности Вооруженных сил России планируется отнести к служебной тайне. Перечень, включающий 813 позиций, представило Министерство обороны РФ.
Понятие служебной тайны появилось в федеральном законе в июне. К такой категории предлагалось относить информацию, не составляющую государственную тайну, но не являющуюся общедоступной. По мнению авторов поправок, «создающие потенциальные риски для обороны» сведения могли оглашаться, например, в открытых судебных заседаниях и упоминаться в публикуемых решениях, так как отсутствие ограничений на распространение такой информации не позволяло требовать рассмотрения соответствующего дела в закрытом процессе. «В средствах массовой информации периодически размещается служебная информация, касающаяся организации обороны государства, в части создания вооружения и военной техники, финансового состояния и хозяйственной деятельности», – жаловались в Министерстве обороны РФ (АПИ подробно писало об этом – Военную тайну узаконили).
Определять отнесенные к служебной тайне сведения законодатели делегировали непосредственно оборонному и иным военным ведомствам (Федеральной службе безопасности, Службе внешней разведке, МЧС России и так далее). Представленный список включает сразу 813 позиций, сгруппированных в 16 категорий. Например, планируется засекретить телефонные справочники Вооруженных сил России, информацию о количественной и профессиональной пригодности «срочников», состоянии их здоровья, вопросы планирования, организации, несения дежурства и повседневной деятельности, порядок проведения фото-, видео-, работ на военных объектах, данные об автомобильных дорогах оборонного значения и маршруты перемещения воинских колонн, национальную принадлежность и численность личного состава иностранных военных специалистов, состояние военных аэродромов (кроме совместного базирования) и многое другое. К служебной тайне относится существенная часть материалов о финансировании армии и исполнении контрактов, в том числе о привлечении нарушающих обязательства подрядных организаций к гражданско-правовой ответственности, данные о закупках по государственному оборонному заказу, об объемах финансовых ресурсов на обеспечение организационных мероприятий и так далее. Из ведомственной бухгалтерской отчетности предписывается исключать любые сведения, позволяющие оценить численность армии, боевой состав и возможности его применения. Не подлежат разглашению финансовые нарушения и выявляемые факты утраты материальных ценностей, информация о причинах и размере причиненного Минобороны ущерба, результатах анализа и итоги судебно-исковой работы в области ведомственного финансового контроля и другие материалы.
В то же время запрещается засекречивать устанавливающие права, свободы и обязанности граждан нормативные акты, порядок их реализации, сведения о чрезвычайных ситуациях, решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, а также необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и информационных системах организаций.
Согласно федеральному закону, обязанность по неразглашению возлагается исключительно на лиц, получивших доступ к служебной тайне в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Только они могут привлекаться к ответственности за соответствующее административное правонарушение. Также определяется, что на содержащих засекреченные сведения документах предписывается проставлять пометку «Для служебного пользования».
Не состоящие на военной службе граждане, журналисты и иные не имеющие специального допуска лица формально вправе игнорировать режим служебной тайны. Но если эта информация будет получена незаконным путем, на таких граждан может быть наложен административный штраф в размере до 10 тысяч рублей. Кроме того, сбор сведений об армии и космосе частными лицами, получающими иностранное финансирование или иную помощь из-за рубежа, является основанием для объявления их «иностранными агентами» (читайте – Агенты влияния).