Найти тему
VIKENT.RU

Самообразование с помощью книг по Н.А. Рубакину

Оглавление

Внимательно еженедельно изучая материалы нашего канала + рекомендованные ссылки, Вы можете пройти спецкурс по Теории творчества, который НЕ читается ни в одном университете мира.

Данная статья относится к Категории: Приемы организации труда

1. Николай Александрович Рубакин — русский библиограф, популяризатор науки и писатель. Создал 49 больших научных работ; собрал 230 000 книг; составил и разослал 15 000 программ по самообразованию; опубликовал более 350 статей в 115 периодических изданиях
1. Николай Александрович Рубакин — русский библиограф, популяризатор науки и писатель. Создал 49 больших научных работ; собрал 230 000 книг; составил и разослал 15 000 программ по самообразованию; опубликовал более 350 статей в 115 периодических изданиях

«Работа над самообразованием не так трудна, как кажется, - говорил Рубакин, - Гейне писал: «Тот, кто верой обладает в невозможнейшие вещи, невозможнейшие вещи совершать и сам способен».

«При самом же начале вашей работы требуйте от себя, чтобы всякое знание, вами приобретаемое, непременно было:

  1. точным,
  2. достоверным,
  3. отчётливым,
  4. связным, т. е. связанным и в вашем сознании единством с окружающей жизнью,
  5. действенным, т. е. вносящим и в вашу и в окружающую жизнь нечто светлое, плодотворное, красивое и радостное… не будем никогда забывать, что самообразование есть не что иное, как орудие расширения жизни, её углубления и возвышения во всех смыслах, жизни не только своей, но и других людей, массовой, народной, общественной».

«Правда, некоторые читатели пишут нам: я сам не знаю, что мне интересно, что неинтересно. Таким читателям нельзя не дать такого ответа: вы глубоко заблуждаетесь... Ничем не интересуются только мертвецы, у каждого же живого человека есть целый ряд интересов... Таким читателям можно сказать: хорошенько над собой подумайте и поищите и постарайтесь отыскать в своей душе то, что интересно вам, точнее говоря, то, что интересует вас более, чем что-либо другое».

«... Мы глубоко верим, что во всяком человеке при известном, более или менее умелом, внешнем воздействии, всегда можно пробудить какой-нибудь интерес к чему-либо, а пробудив его и опираясь на него, как на первую ступень, которая завтра же будет оставлена и забыта по своей ненужности, идти всё дальше и дальше… И это тем более справедливо для тех людей, которые сами просят о помощи в деле самообразования... Повторяем, нет и не может быть таких людей, которые бы ничем не интересовались».

2. Изображение Ghinzo с сайта Pixabay
2. Изображение Ghinzo с сайта Pixabay

Уже в 90-е годы у Рубакина появилась и стала развиваться мысль о том, что важно не содержание книги, а то, что читатель в неё вкладывает, какие чувства, настроения, мысли она вызывает, отрицание объективного содержания книги, за которое потом его так корили и советские критики и Ромен Роллан.

В «Практике самообразования» Рубакин пишет: «В чём же... главное значение книжного влияния? Не столько в том, что читатель выносит из книги, сколько в том, что он сам переживает во время чтения, в том, что он передумывает, читая её, в том, какие чувства, настроения, стремления, мечты и т. д. зарождаются при этом в читательской душе и - стремления к каким именно действиям. Но всё это происходит не столько под влиянием книги, сколько совместно с нею, одновременно. Говорят нередко - «книга наводит на мысль». Это правильнее, чем говорить - книга внушает мысль».

Утверждение, что книга - только возбудитель, а не источник мысли, возникло у Рубакина очень давно. Оно, по существу, уже зарождалось в его очерках о читающей публике, ещё в конце 90-х годов, но постепенно принимало всё более и более чёткое выражение. В «Практике самообразования» эта мысль уж формулирована почти в окончательной форме и впоследствии в дальнейших работах по созданию теории читательства, библиопсихологии, была только развёрнута. Она применялась автором прежде всего к делу самообразования. Вот что он пишет в этой книге: «... Читатели сплошь и рядом сводят самообразовательную работу к усвоению чужих идей, чужих мнений, чужих теорий. Между тем, самая суть этой работы вовсе не в усвоении чужого, а в процессе мышления, продумывания».

И дальше: «... Если на кого и можно положиться, то лишь на самого себя, и поэтому считать приходится только те чужие мнения истинными и только те доказательства - доказательствами, которые пропущены через свою собственную мысль. Вот в этом-то передумывании и крепнет человек. Это-то собственное передумыванние чужих дум и есть сила, главная могущественная сила, с которой ничего не может поделать никто со стороны. Поэтому на каждую читаемую книгу необходимо смотреть не как на источник мыслей, а как на возбудительницу их. Разумеется, при такой работе нередко случается, что и чужие мысли становятся своими.
Важно то, чтобы стали-то они ими изнутри, а не извне, чтобы они всосались, а не присосались к душе».

Рубакин А.Н., Рубакин (Лоцман книжного моря), М., «Молодая гвардия», 1967 г., с. 77-78.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

+ Ваши дополнительные возможности:

  1. Уже 17 100 подписчиков в наиболее #интеллектуальный русскоязычный видеоканал, где можно в комфортной – а не как на ТV ток-шоу – атмосфере обсуждать сложные проблемы.
  2. Плейлист VIKENT.RU из 5-ти видео:

КАРТОТЕКИ / БАЗЫ ДАННЫХ

Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом

Изображения в статье

  1. Николай Александрович Рубакин — русский библиограф, популяризатор науки и писатель. Создал 49 больших научных работ; собрал 230 000 книг; составил и разослал 15 000 программ по самообразованию; опубликовал более 350 статей в 115 периодических изданиях / Официальный сайт РГБ
  2. Изображение Ghinzo с сайта Pixabay