Способно ли социалистическое государство трансформироваться в государство социального типа?
Вопрос, конечно, интересный, но в значительной мере он абсурден сам по себе. Известно, что крайности иногда сходятся. Однако, не до такой же степени. Реальные государства социального типа, безусловно, являются антиподами социалистических государств. Можно ли СИЗО, тюрьмы и зоны превратить в пансионаты и курорты, удобные для проживания и полезные для здоровья их постояльцев?
В принципе, вероятно, это возможно. Только прикинем хотя бы на вскидку, что для этого придется сделать.
Во-первых, абсолютно необходимо будет переформатировать самое систему взаимоотношений власти и общества. Государственный аппарат должен использоваться только для реализации тех задач, которые не по силам самому населению. К таковым в принципе относятся вопросы внешней политики, охрана границ, поддержание боеспособности вооруженных сил, строительство трасс и дорог федерального значения, обеспечение космических исследований и работ, общий контроль за государственной финансовой системой, подавление преступности, а также перспективное стратегическое планирование направлений социально-экономического развития страны с помощью целевых, контролируемых и эффективных бюджетных ассигнований.
Это, пожалуй - и все. Из всех остальных сфер деятельности государство необходимо... (хотелось написать "гнать поганой метлой", но нет, это невежливо и даже грубо, оно может и осерчать). В общем госаппарат следует попросить уйти из всех остальных, совершенно не свойственных ему областей деятельности.
Чтобы полностью покончить с великодержавной демагогией, нужно раз и навсегда запомнить, что из всех имеющихся в нашем распоряжении систем управления административно-государственная - это наиболее древняя, архаичная, малоэффективная и, прямо скажем, объективно порочная система. Известна даже поговорка, что, если хочешь испортить дело, доверь его государству. Вся эта громоздкая система, основанная на паническом страхе перед начальством, должна применяться лишь тогда, когда некуда деваться и необходимо добиваться результатов, не считаясь ни с какими расходами или потерями. Самый типичный пример - боевые действия. Именно по этой причине государственные аппараты склонны играть в войнушку. Ибо ни одной военной кампании без диктатуры командно-административной системы не обойтись. Война оправдывает сам факт существования государства, обильно накачивая его мышцы не только колоссальными материальными средствами, но и человеческой кровью. "Все для фронта, все для победы!"
Народ, забывающий, что государство - это злая собака, которую всегда необходимо держать на крепкой цепи и под постоянным присмотром самого общества, достоин сожаления. Его судьбе не позавидуешь.
В нормальной, мирной жизни строгая должностная субординация, страх перед начальством, а также безответственность самого начальства перед подчиненными - факторы, которые не только сильно тормозят, но и реально затрудняют решение большинства возникающих проблем общественного развития. Ну, в чем, например, госаппарат способен помочь или хотя бы посодействовать институтской, университетской и, тем более, академической науке? Кроме финансирования и каких-то мало вменяемых распоряжений и указаний. То же самое можно сказать о культуре или о спорте? Но высшее руководство упорно создает одно за другим нелепые казенные ведомства в виде министерств, департаментов, агенств, комитетов и отделов, получающих соответствующее бюджетное финансирование и как бы решающих (курирующих) вопросы науки, культуры, спорта и прочих видов деятельности, которые не входят в сферу интересов большинства государственных аппаратов развитых стран.
Понятно, что это - синекуры, доходные места, необходимые для нужных людей. Но они очень дорого обходятся стране, не принося вообще ни малейшей пользы. Что могут дать науке или культуре чисто чиновничьи конторы, когда они сами обладают исключительно нулевым научным и культурным потенциалом? Нет ничего удивительного в том, что недавно председателем комитета по образованию и науке ГД РФ был избран бывший вышибала и боксер Николай Валуев. Дядя, по всей видимости, неплохой, не очень вредный и вполне покладистый, но ни к образованию, ни к науке он не имеет никакого отношения. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто услышать его речь.
Еще сложнее дело обстоит со средствами массовой информации. Ясно, что всякое правительство должно иметь свой печатный орган, свою радиостанцию и канал ТВ федерального значения. Это не дискутируется. Но они должны существовать в единственном экземпляре на всех этажах власти. Регионам и губерниям вообще не следует содержать собственное телевидение. Достаточно арендовать общественные каналы на час-другой в сутки. Неуемное желание власть имущих полностью подчинить себе все СМИ, не считаясь с расходами, свидетельствует о намерении госаппарата превратить общественную информацию в инструмент тотального обмана и надувательства. О том же самом намерении свидетельствует и почти маниакальная страсть засекречивать все на свете - от архивных документов до данных статистики, никакой государственной тайны не содержащих. Например, сведения об имущественном положении чиновников, о численности тех или иных ведомств и т. д. Нынешний росстат, наследуя традиции советского госстата, хранит большую часть статистических сведений за семью замками, постоянно меняя при этом даже сами принципы подсчета. Дизраэли в свое время не зря утверждал, что имеются три способы обмана масс: !. Прямая ложь. 2.Уклончивый ответ. 3.Статистика.
С тех пор мало изменилось и реальное содержание внутренней политики режимов, опирающихся на штыки и насилие. Лицемерие и ложь остаются главными инструментами в руках политических негодяев.
Нечего госаппарату делать и в сфере воспитания и образования детей. Чему могут научить их "преподаватели", превращенные в армию плохо обеспеченных бюджетников, которых в массовом порядке принудили к соучастию в государственном преступлении - в фальсификации выборов? Холопы, сами не имеющие твердых нравственных убеждений, способны распространять только рабскую покорность.
Монополия государства в сфере ЖКХ также вызывает массу возражений и, скорее всего, должна быть передана в руки местных избранных органов самоуправления вместе с положенными на это налогами.
В итоге в качестве первого шага перехода к государству социального типа в РФ необходимо будет сократить штат административных и силовых ведомств, как минимум, на порядок. То есть в 10 раз. Чиновников в общей сложности должно быть не более 600 тысяч, а численность внутренних сил правопорядка не должна превышать 200 тысяч человек. И, само собой, денежное их довольствие не должно превышать 3-4 раз по сравнению со средней зарплатой в стране.
В противном случае все рассуждения и мечты о возможном возрождении и благоустройстве России так и останутся пустейшим свистом на лужайке.