Найти в Дзене
Перипатетик

Я люблю Олега Даля

Стоит произнести это имя, и на душу будто снисходит свет. Великий, незабвенный Олег Даль. Аристократ духа, способный сыграть любую роль, от Тени до Печорина, легенда, которая переживет века. Я знаю, было и будет немало великих актеров, но для меня Даль останется самым гениальным Артистом. И самым родным. Я чувствую в нем малейшие грани этой надломленности, смятения, отчаяния от жестокости мира. "Бывают потери, боль от которых с годами не оставляет. Время идет, а ощущение утраты — все сильнее и сильнее. Так происходит со мной по отношению к прекрасному артисту и человеку Олегу Ивановичу Далю. Сколько ему было дано. Внешность — рост, лицо, пластика, темперамент. Профессионал до мозга костей, до последней клеточки. А уж об актере Дале можно говорить без конца. Мне вспоминается Жерар Филип. Мы все восхищаемся его работой, говорим о высоком исполнительском уровне создателя и единственного представителя целого направления — романтической, лирической актерской школы. И можно себе представить

Стоит произнести это имя, и на душу будто снисходит свет. Великий, незабвенный Олег Даль. Аристократ духа, способный сыграть любую роль, от Тени до Печорина, легенда, которая переживет века. Я знаю, было и будет немало великих актеров, но для меня Даль останется самым гениальным Артистом. И самым родным. Я чувствую в нем малейшие грани этой надломленности, смятения, отчаяния от жестокости мира.

"Бывают потери, боль от которых с годами не оставляет. Время идет, а ощущение утраты — все сильнее и сильнее. Так происходит со мной по отношению к прекрасному артисту и человеку Олегу Ивановичу Далю.

Сколько ему было дано. Внешность — рост, лицо, пластика, темперамент. Профессионал до мозга костей, до последней клеточки. А уж об актере Дале можно говорить без конца. Мне вспоминается Жерар Филип. Мы все восхищаемся его работой, говорим о высоком исполнительском уровне создателя и единственного представителя целого направления — романтической, лирической актерской школы. И можно себе представить, какое бы место занял Олег Иванович Даль, если бы ему дали возможность выйти на такую же мировую арену, в большой кинематограф. Потому что он, в смысле актерского таланта и мастерства, явление ничуть не меньшее".

- Елена Козелькова (РАЗМЫШЛЕНИЕ)

Очень тонкие наблюдения. Я давно заметила сходство между Далем и Жераром Филипом - не тем искрометным кавалером из "Фанфана-тюльпана", а гением из "Красоты дьявола" и "Жюльетты, или ключа к сновидениям". Эта редкая порода людей легко узнаваема, они подобны Клоду Лантье из романов Эмиля Золя (я подразумеваю не "Творчество", а "Чрево Парижа"). Они всегда в поиске совершенства, никогда не останавливаются на достигнутом. Помню, в юности я читала о Дале, что он произнес на кинопробах одну фразу по-разному (проб было около 30). И каждый раз - новая интонация, новый стиль.

У меня была проба о нем, к сожалению, она не сохранилась (утрачена вместе с другими, по памяти восстановлено 40-50%). Она начиналась словами:

Маски Энсора, смейтесь над страданьем,

Над гениальности ранним увяданьем,

Пусть во мраке остракизма

Гибнет жизнь великого артиста

Oleg Dal by ladunya
Oleg Dal by ladunya

Не помню точно, когда я увлеклась его творчеством, но этот период не совпал с Queen. Возможно, это было раньше. Я читала книгу Галаджевой об Олеге Дале, вырезала для себя его фотографии, и было невыносимо больно, что его давно нет - никогда не встретить, не поговорить. Вселенная, которая угасла еще до моего рождения. Из всех людей мира я хотела бы поговорить только с ним, Freddie Mercury и Федо Лоркой. Когда я оказалась в больнице во второй раз, взяла с собой его фотографию как талисман. Совпадение или нет, но мне повезло - лечение заняло три недели. Но фото было утрачено.

Для меня его самые пронзительные роли - Печорин, Зилов и Тень. Когда я смотрела впервые "Отпуск в сентябре", меня сотрясали рыдания от его боли. Особенно когда он сидел с ружьем, думая застрелиться. Я ощущала ее как живое существо. А его Тень - это прежде всего уникальная пластика, изысканность, парение, изящество. Он передал скорее оригинал Андерсена, чем пьесу Шварца. У Андерсена конец жесток: ученый гибнет. К счастью, в пьесе он более жизнерадостный.

"В школе или в институте мы изучаем жизнь Пушкина и Лермонтова, с детских лет переживаем их трагически ранний конец, вслед за миллионами патриотов Отечества скорбим, как много потеряла Россия. И мы отлично помним, что не в Дантесе, не в Мартынове дело. Поэтов погубило общество. Когда же говорят о гибели Высоцкого и Даля, то вина возлагается только на них — общество оказывается ни при чем".

-Владимир Мотыль (ГОРЬКАЯ ИСПОВЕДЬ ОЛЕГА)

то фото-талисман
то фото-талисман

При этих словах Мотыля мне вспоминается судьба Анхеля Ганивета - великого испанского писателя, добровольно ушедшего из жизни. Всего 32 года. Сколько еще он мог создать! А сколько несыгранных ролей осталось у Олега Даля? Кстати, он был бы идеальным Аланом. Это мой персонаж, пока сложно сказать, получится ли книга. Но его постоянные раздумья, поиск истины и ненависть ко всякой фальши и лжи, трагедия в Освенциме - все это Даль. Кроме него, никто не смог бы сыграть.

Гений - это утонченная душа, разум, сотканный из полифонии миров. Он воспринимает жизнь и свое окружение гораздо тоньше, чувствует все универсально, так, как не дано нам. Поэтому им несравненно сложнее жить. И метания Даля по театрам - это не блажь, а поиск настоящего искусства. "Общению с циничными душами большинства коллег он предпочел чистый Дух единственного единомышленника своего — Лермонтова" , - замечает далее Мотыль.

Я не пишу о его ролях подробно, потому что каждая достойна отдельной статьи. Он открыл мне настоящего Печорина, после просмотра фильма о принце Флоризеле я решила прочесть оригинал. Непостижимый великосветский шарм, легкая насмешка ("такая скука, что даже сквозняк - развлечение"), скучающее выражение лица. Наследник трона во плоти.

Можно увлекаться разными фильмами и актерами, но в итоге мы возвращаемся к настоящему искусству. Потому что оно вечно. При одном взгляде на Олега Даля я чувствую радость, утешение, покой, искристый свет его души. Вечно юный, не сломленный, несравненный.

-4

#Олег даль #советское кино #печорин #гении эпохи #герника статьи