Найти тему
Загадки истории

ПИРАТЫ И РАЗБОЙНИКИ #4.7/Хищники с большой дороги/7.Карпатские опришки

Оглавление

Хищники с большой дороги

7.Карпатские опришки

На протяжении несколь­ких столетий продолжа­ется дискуссия вокруг движения опришков, ко­торые существовали в ХV-ХІХ столетиях на территории Галичины, За­падной Украины, Буковины, Молдовы. Это была национально-освободи­тельная борьба против усиления гнета польской шляхты, австрийских и венгерских феодалов, против произвола и бед­ности...

Сегодня историки по-разному трактуют движение опришков. С одной стороны.,опришки — это участни­ки национально-освободительного движения. Такого мнения придерживаются многие современные украинские историки. Их оппоненты считают, что мотивом выступлений опришков иногда можно признать национальные и религиозные мотивы, но в большинстве случаев это не более чем криминальные проявления.

Марш опришков. Художинк Владислав Скочиляс, 1916 год
Марш опришков. Художинк Владислав Скочиляс, 1916 год

Нарушители порядка

Опришки напоминали украинских гайдамаков и 6алканских гайдуков. Первое упоминание о них датируется 1498 годом. Термин «опришки», скорее всего, происходит из латыни и означает «нарушитель, истребитель».
Политическая обстановка ХVI - первой половины XVII веков была такова, что многие бедные крестьяне, наемные работники, ра­зорившиеся мещане, пастухи, панские слуги бежали в Карпатские горы. Тем самым они спасались от непосильного гнета со стороны богатых людей. Они постепенно формировали небольшие отряды, которые с ранней весны до поздней осени нападали на панские уго­дья, королевские замки, арендаторов, ростовщиков, захватывали их имущество и раздавали сельской бедноте. Вначале это движение проходило на небольшой горной территории современного Прикар­патья, но постепенно разрасталось.
Типичным оружием опришков были ружья, пистоли, луки, ножи, рогатины. А главным символом их отваги и мужества были топорцы (бартки), на которых они давали клятву при вступлении в отряд.
В первой половине XVI столетия опришки действовали в Покутье, Саноцкой и Перемышльской землях. В период национально-освободительной войны украинского народа 1648-1654 годов под руководством Богдана Хмельницкого опришки вместе с восстав­шими крестьянами Украины и казаками вели борьбу против поль­ской шляхты.
В конце 1648 года они принимали участие в восстании под руко-водством Семена Высочана, а в 1653 году один из отрядов опришков помогал войску Тимоша Хмельницкого в Молдове и Подолье. Здесь в отряде народного мстителя Харачка принимало участие 2000-2500 человек, что представляло собой серьезную силу. Длительная дея­тельность этого движения объясняется активной поддержкой мест­ного населения, которое часто бежало в горы и составляло социаль­ную базу опришков.

Олекса Довбуш и другие

Во второй половине XVII века движение опришков приобрело небывалый размах. В это время наиболее известными предводителя­ми народных мстителей были Нестор, Скребета, Бордюк, а в начале ХVIII века - Иван Пискливый. Деятельность опришков заставляла власти искать пути подавления восстаний и способы усмирения на­родных масс. Для этого они издали целый ряд универсалов, направ­ленных на усиление борьбы с этим движением.
Особенностью движения в карпатских лесах было то, что оприш­ки везде имели своих людей. Они говорили им: «Вы идите в то село, где сильны издевательства, а мы вам поможем».
Наиболее известным предводителем движения опришков был Олекса Довбуш, который родился в семье бедного крестьянина. Вна­чале он был пастухом и вместе с отцом пас овец на карпатских полонинах. Позднее юноша, понявший бессмысленность своего труда, вступил в отряды опришков. Благодаря организаторским способно­стям, смелости и решительности он вскоре стал руководителем дви­жения.
Вначале он действовал с братом Иваном, а в 1739 году ушел в За­падное Прикарпатье и создал там центр движения.
Вместе со своим отрядом он появлялся в тех местах, где было осо­бенно сильно угнетение крестьян. В 1744 году набеги его отряда были зафикси-рованы в Коломойском уезде, Мочках, позднее — в имении Уторопы, Тавмачевке, Вербиже. Из архивных источников известно, что один из тех, кто беспощадно мучил крестьян — помещик по фа­милии Золотницкий, — просил у Довбуша пощады, предлагая за себя выкуп. Но Олекса не хотел брать деньги. «Не за деньгами я сюда при­ шел, а за твоей душой, чтобы ты больше людей не мучил», — сказал Довбуш, после чего Золотницкий был казнен.
Довбуш часто бывал в малодоступных горных селениях, где за­щищал бедных крестьян-гуцулов. Не раз шляхта посылала на него карательные отряды, а в 1740 году великий гетман Потоцкий послал на Прикарпатье около 2500-3000 человек королевского войска. Бла­годаря мобильности, продуманной тактике и предательству местно­го населения отряды Довбуша удалось разбить, а его самого 23 авгу­ста 1745 года смертельно ранить.
Во второй половине XIX столетия вследствие отмены панщины и кровавых репрессий австрийскому правительству удалось подавить движение опришков. Тела мертвых мстителей шляхта возила по го­родам и селам, чтобы запугать население. Однако в памяти народа это движение осталось как сила, противостоящая злу и насилию, как защитники добра и справедливости.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)