Сергей взял кредит на покупку техники, но потерял работу и просрочил две выплаты. Чтобы исправить положение, парень уехал на Север, где часто нет связи. Так как должник не уведомил банк о своем положении, сотрудники начали звонить его жене и другу. Но имеют ли они на это право?
Почему банки звонят друзьям и родственникам
Оформить кредитный договор можно с минимальным пакетом документов и уже через несколько часов, дней снять наличные или оплатить покупку. Банки ждут от заемщиков строгих выполнений условий и своевременного внесения минимальных платежей. Если деньги не поступают, кредитор вынужден взыскивать задолженность легальным способом, руководствуясь ФЗ № 395-1 «О банках». То есть кредитная организация преследует цель – вернуть свои деньги, и закон не запрещает ей это делать.
Имеют ли банки на это право
При заключении кредитного договора клиент указывает, кроме своего номера, телефоны контактных лиц, в том числе родных, знакомых. Именно эти номера используют кредиторы, если должник не выплачивает обязательные платежи и не реагирует на обращения.
Третьи лица имеют право выразить свое несогласие по поводу такого общения. Так как знакомый или родственник не давал согласия на обработку и применение его персональных данных, и он может потребовать удалить сведения из базы данных организации. Контактные лица не обязаны общаться с сотрудниками банка и выплачивать чужие долги.
Если заемщик указал данные близкого человека в договоре, но нет заявления о запрете на их использование, то банк может звонить на этот номер.
Когда звонки законны
В некоторых ситуациях третьи лица выступают участниками сделки, то есть несут финансовую ответственность по долгам. Поэтому на законных основаниях банк может беспокоить и даже требовать оплаты с:
- поручителей по договору;
- созаемщиков;
- наследников должника.
Взаимодействие должно происходить в рамках ФЗ №230.
Не имеют права звонить:
- недееспособным;
- несовершеннолетним;
- пенсионерам старше 70 лет;
- гражданам, которые проходят лечение в больнице;
- инвалидам 1 группы;
- банкротам.
Что делать, чтобы прекратить звонки
Контактному лицу достаточно сообщить сотруднику банка, что оно не желает общаться и запрещает использовать его данные в дальнейшем. Если вы относитесь к гражданам, которых нельзя беспокоить, то представьте кредитору подтверждающие документы на такое право.
Продолжают звонить или нарушают требования закона о взаимодействии с физлицами-должниками? Тогда направляйте жалобу сначала в кредитную организацию. Не реагируют на претензию? Обращайтесь в Ассоциацию российских банков, Центробанк, Роспотребнадзор, а если угрожают, то в полицию и прокуратуру.
Банк продал долг коллекторам или другому банку? Сумма микрозайма увеличилась после продажи? Рассказываем на Банкирофф.ру, что делать и куда обращаться.