Найти тему

Взлеты и падения пуховязального промысла. XIX век - Наши дни.

Оглавление

История зарождения и развития пуховязального промысла Оренбургского края всегда являлась предметом споров и дискуссий. Вместе с друзьями из «ОренбургШаль», как и я изучающими ремесло на всех этапах, мы неоднократно обращались к историческим документам и архивным данным. Сегодня хотелось бы поговорить с вами о периодах расцвета и триумфа и, увы, падениях оренбургского пухового платка и постараться сделать вывод о том, что мы имеем сейчас и что ждет промысел в будущем.

Становление пухового промысла

Ручные инструменты мастериц неизменны во все времена
Ручные инструменты мастериц неизменны во все времена

Различные источники действительно так или иначе сходятся на том, что промысел в своем окончательном виде сформировался в Оренбургской губернии и основоположником его было местное казачество. Причем пуховязание, как явление, существовало и до 1870 года, в основном считающегося точкой отсчета и первого подъема ремесла Оренбургского. Но до этого исторического момента оно не имело настолько широкого распространения. Приводимые в архивных документах данные говорят не более, чем о 300 мастерицах, занимавшихся преимущественно вязанием платков и шалей.

До 1872 года в промысле было задействовано не более 300 мастериц. После Московской Политехнической выставки цифра довольно быстро пошла вверх
До 1872 года в промысле было задействовано не более 300 мастериц. После Московской Политехнической выставки цифра довольно быстро пошла вверх

Первой серьезной возможностью заявить об оренбургском пуховом платке на всю страну стала Московская Политехническая выставка 1872 года. Будем считать эту дату первым серьезным рывком в развитии промысла, поскольку выставка собирала гостей со всей страны, которые незамедлительно и сильно заинтересовались необычными, очень теплыми, мягкими и легкими изделиями.

Экспорт за границы серьезно повлиял на доходы вязальщиц, создав большую вовлеченность производственников в промысел
Экспорт за границы серьезно повлиял на доходы вязальщиц, создав большую вовлеченность производственников в промысел

Кратно и почти моментально возросший спрос на пуховые платки стал толчком для развития и расширения, с каждым годом увеличивалось число вовлеченных людей. Сравним три даты: до 1872 года речь шла о 300 мастерицах, к 1894 году число производственников составляло уже 4000, а к 1904 увеличилось ровно в 5 раз (!). Товарооборот с 1894 по 1904, к слову, увеличился также почти в 5 раз от 100 до 498 тысяч рублей – серьезные суммы на тот момент.

Для понимания того, насколько впечатляет динамика цифр, просто напоминаю, что современные маркетинговые средства и Всемирная паутина на рубеже XIX – XX веков просто отсутствовали.

Интерес к пуховым изделиям достиг международного уровня всего за 10 лет, без Интернета и современных средств маркетинга
Интерес к пуховым изделиям достиг международного уровня всего за 10 лет, без Интернета и современных средств маркетинга

К большому сожалению почти сразу за мощным толчком к развитию появился и серьезный тормозящий фактор. Дело в том, что пуховое производство и артели на тот момент еще не образовались. Мастерицы были практически не организованы, а сырьем их снабжали в основном перекупщики, заинтересованные не в развитии промысла, а в быстром получении прибыли. В итоге, забирая у тех же вязальщиц изделия практически за бесценок, они загоняли их в своеобразную «кабалу».

-6

Несмотря на неприятный сдерживающий фактор, промысел постепенно развивался и незадолго до начала I Мировой войны вышел на международный уровень. Особый интерес вызывали легкие ажурные паутинки в Париже и Лондоне. Крупные фирмы, занимавшиеся экспортом пуховых изделий, стали стремительно наращивать производство, что неизбежно привело к росту доходов мастериц и большей заинтересованности в увеличении объемов и темпов работы.

Первая мировая война и послевоенный период

К сожалению, начавшаяся война нанесла серьезный удар по ремеслу. Так, если с 1916 года выработка пуховых изделий кратно снижается, то уже к 1921 году практически прекращается совсем. Этот период будем считать первым серьезным падением пуховязального промысла, едва не приведшего к его исчезновению.

В 20-х годах прошлого столетия вновь началось восстановление промысла, едва не утраченного в ходе Первой Мировой войны
В 20-х годах прошлого столетия вновь началось восстановление промысла, едва не утраченного в ходе Первой Мировой войны

К счастью, к 1925 – 1926 году начинается новый виток возрождения оренбургского пухового платка. Примечателен тот факт, что если в довоенный период производство платков считали сугубо женским делом, то после войны в ремесле впервые стали задействованы мужчины.

В 1920-х мужчины стали активно помогать в ремесле, до Войны считавшемся "бабьим делом". В отдельных случаях даже самостоятельно вязали изделия
В 1920-х мужчины стали активно помогать в ремесле, до Войны считавшемся "бабьим делом". В отдельных случаях даже самостоятельно вязали изделия

В 1926 году появляются первые официальные пуховые товарищества. Фактически это первые зарегистрированные пухпроизводства и начало организованной деятельности вязальщиц, прядильщиц и других мастеров. К концу 1926 года организован Оренбургский губернский союз промысловой кооперации.

Первые козоводческие фермы зарегистрированы в 1930-х
Первые козоводческие фермы зарегистрированы в 1930-х

Уже к 1930 году на территории Оренбургской области успешно ведет деятельность 38 пуховых товариществ. Число мастериц, согласно архивным данным, составляло 11706 человек, что, конечно, меньше, чем в довоенный период, но все же впечатляет.

Некоторые мастерицы держали коз сами
Некоторые мастерицы держали коз сами

30-е годы вообще ознаменованы стремительным развитием и серьезной организацией пуховязального промысла вплоть до государственного уровня. Образуются крупные козоводческие фермы, где массово разводят оренбургскую породу коз, объединение мастериц в артели окончательно завершается, на базе кооперации артелей возникает сначала «Облпухзоюз», а затем и ТОО «Оренбургский пуховый платок».

Великая отечественная война и послевоенные годы

Примечательно, что в отличие от Первой мировой войны Вторая Мировая и Великая Отечественная не нанесли такого же существенного урона ремеслу. Государственная поддержка, организованность и большой опыт позволили не только не получить критических просадок производства, но и адаптировать промысел к военным нуждам.

Пуховязальщицы трудились в том числе на оборонные нужды
Пуховязальщицы трудились в том числе на оборонные нужды

Поскольку промысел не претерпел серьезного падения, в послевоенные годы начался бурный рост производства. Вообще, вторая половина XX века до сих пор называется многими мастерицами, как едва ли не лучшее время для оренбургского пухового платка.

Вторая половина XX века считается эпохой процветания промысла
Вторая половина XX века считается эпохой процветания промысла

Артели работают ударными темпами, оренбургские платки пользуются огромной популярностью по всеми миру, а Комбинат оренбургских пуховых платков ежегодно представляет уникальные работы на Государственные и международные конкурсы. Вязание пухового платка престижно и выгодно, два связанных изделия в прямом смысле могут прокормить семью.

Выпускаются уникальные модели к важным мероприятиям и датам
Выпускаются уникальные модели к важным мероприятиям и датам

Многие мастерицы и даже целые династии в то время обрели всероссийскую (в отдельных случаях мировую) известность, многие удостоены престижных государственных наград, вплоть до высшего звания «Мастер – золотые руки».

-14

От кризиса 1990-х к современному состоянию

Поразительно, но то, что не смогли разрушить две войны, почти полностью уничтожил кризис девяностых годов. Уже с 1993 года на Комбинате начались серьезные проблемы, которые в 1995-м вылились в банкротство и закрытие Пухового производства.

Огромное количество мастериц осталось без работы после краха Комбината оренбургских пуховых платков
Огромное количество мастериц осталось без работы после краха Комбината оренбургских пуховых платков

Сотни мастериц в одночасье остались без работы, приносившей стабильный и достойный доход. Бурным цветом расцвели стихийные рынки, на которых от безысходности приходилось продавать платки за бесценок. Еще больше уронили ценность пухового платка подделки и контрафакт, массово хлынувшие из соседних Республик. Под большим вопросом оказалась сама целесообразность ремесла для каждой отдельно взятой мастерицы. Промысел оказался под угрозой уничтожения, сравнимой разве что с временами Первой Мировой войны.

На протяжении более, чем десяти лет, минимальный спрос держался на иностранных туристах, перекупщиках, забиравших изделия за бесценок (вспоминаем конец XIX века) и редких обеспеченных гостях в основном из столицы.

Собрание производственников "ОренбургШаль"
Собрание производственников "ОренбургШаль"

Восстановление началось во второй половине «нулевых», когда за дело взялись сразу две производственных организации – Фабрика оренбургских пуховых платков и компания «ОренбургШаль». Первая специализировалась на машинном изготовлении изделий из козьего пуха, вторая сделала ставку на восстановление массового производства оренбургских пуховых платков ручной работы по принципам производств XX века. В своем производстве в период с 2009 по 2021 год «ОренбургШаль» удалось объединить более 300 мастериц, вязальщиц и прядильщиц, очень многие из которых – ветераны того самого Комбината, лишившиеся работы после краха 1995 года. Несмотря на новую реальную угрозу в виде пандемии COVID-19, производство успешно функционирует и стабильно дает работу мастерицам, а популярность оренбургских изделий в допандемийный период удалось вновь вывести на международный уровень, что обеспечивает стабильный интерес и спрос за пределами России.

С 2018 года удалось вернуть интерес к оренбургскому пуховому платку на международный уровень
С 2018 года удалось вернуть интерес к оренбургскому пуховому платку на международный уровень

А что дальше?

О перспективах пуховязального промысла на ближайшие 30, 20 и даже 10 лет нет единого мнения до сих пор. Новые проблемы и угрозы очевидны уже сейчас. До сих пор отсутствует массовое понимание того, что такое настоящий оренбургский пуховый платок. Мастерицы хоть и передают свои навыки в новые поколения, как это было на всем протяжении истории, все с большим трудом могут заинтересовать молодых людей и девушек этим ремеслом, ведь изготовление каждого платка – целое искусство, требующее навыков и отнимающее много времени. К тому же осознание истинной ценности ручных изделий только начинает возвращаться к людям, а материальная ценность изделий до сих пор сильно занижена.

Так или иначе, оренбургский пуховый платок вернет свою истинную ценность
Так или иначе, оренбургский пуховый платок вернет свою истинную ценность

Мне видится два пути дальнейшего развития и видоизменения ремесла. В одном из них заниматься оренбургским платком станет интересно и выгодно молодому поколению, что позволит сохранить и, возможно, вывести производство этих замечательных изделий на новые вершины. В другом оренбургские платки через 2 – 3 десятка лет станут настолько лимитированы, а мастеров останется настолько мало, что такие изделия станут элитными аксессуарами, доступными немногим. Те же, кто стал их обладателями раньше, будут испытывать не меньшую гордость от принадлежности к обладанию уникальной продукцией.

Так или иначе оренбургский пуховый платок вернет себе свою настоящую ценность.

Фотоматериалы предоставлены сайтом www.orenburgshal.ru