Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Сбежавшие от войны войну и получайте?! Журналисты МЛЫН.BY делятся впечатлениями от пережитого на границе

За десять дней пребывания беженцев из Сирии, Ирака, Ирана и Афганистана на территории Беларуси, в частности, в непосредственной близости к польской границе, которая полосой в считанные метры отделяет сбежавших от войны и ее последствий в своей стране, от их надежды наконец построить мирную и спокойную жизнь, сказано немало. В словесном тренде этой декады — существительные типа жестокость, равнодушие, голод, холод, лишения. Но сильнее даже самого сильного страха была и остается вера. Вера в человеческое благоразумие, в победу милосердия, которые в конце концов должны взять верх в этой вакханалии, заложниками которой стали женщины, старики, дети, среди которых — груднички, лежащие на холодной земле и ждущие, пока коллективный разум решит их судьбу. И счет здесь порой идет на часы, так как замерзнуть на схватившейся коркой от первых заморозков земле не составляет труда. Но, похоже, холод не самое сильное испытание, подготовленное для обездоленных и гонимых войной, — им решили подкинуть еще одну порцию острых ощущений в виде пальбы из водометов, газовой смеси и взрывов светошумовых гранат. Видимо, ожидая, что люди, упрямо смотрящие на запад, наконец, послушно ретируются, продемонстрировав бойцам в касках свои согбенные от горя спины.

-2
-3
-4
-5
-6

Но не тут-то было…

На границу мужчины, а в большинстве своем, это представители сотни лет гонимых курдов, пришли не одни — за их спинами робко и покорно, как и подобает воспитанным в этом духе женщинам, прячутся матери, жены, многочисленные дети. Оказавшись в экстремальных условиях, когда к главным трудностям добавился еще и сковывающий зимний холод, люди вынуждены действовать. И после того, как всяческие попытки в мирной форме перейти границу в статусе беженцев не увенчались успехом, мужчинам, потерявшим всякую веру в лучшее, не оставалось делать ничего другого, как в бессилии и злобе, даже на самих себя, взяться за палки и камни.

-7
-8
-9
-10

И это легкий пинок в сторону вооруженных до зубов милитари, как и сам стук ударяющихся о польскую броню брошенных курдами предметов. Так сказать, легкий испуг. Да и был ли он вообще?..

И что же в ответ?

-11
-12

Честно признаться, оказавшись в эпицентре событий и попробовав польскую «милость» буквально на вкус, самые сильные впечатления остались отнюдь не от выедающего глаза химиката и даже не от стоявшей несколько часов в грудной клетке тяжести от ядовитых паров, и не от сбивающих с ног струй четырех водометов, за секунды промокающих насквозь всю одежду, — самый сильный ужас остался и до сих пор будоражит кровь от женских и детских раздирающих душу криков. Их не в состоянии заглушить даже равнодушные посылы из громкоговорителей, шумные вибрации кружащих над головами вертушек, а взрывы светошумовых гранат и вовсе на этом фоне воспринимаются простыми хлопушками.

-13
-14
-15

В этом крике — вся сила страха, безнадежности тех, кто не на словах, а на своей личной шкуре прочувствовал, что такое настоящая война и ее последствия. Оторванные ноги (а среди беженцев немало инвалидов), погибшие дети, разрушенные дома. Их крик — их боль, и она, кажется, сильнее страха.

-16
-17
-18

В надежде на человеческий разум в этой части нашей маленькой планеты люди, которым, как кажется, должны помогать все, оказались во власти человеческого безумия. Здесь попраны все нормы любой веры, международного права, нормы самого обычного людского взаимодействия, ибо в природе человеческой (в классическом ее понимании) должна существовать взаимоподдержка, а не первобытная (хотя в те времена она вполне оправдана) борьба за выживание сильнейшего. Да и какая там борьба, если у противника голые руки, а большая часть противопоставляемых едва держится на ногах?... Кто не видел, пусть достанет голову из песка!

-19
-20
-21

Белорусские журналисты, которые до этого времени если и видели битву, то только за урожай, и сами не ожидали, что будут транслировать в своей стране, маленькой и тихой, подобный контент. А потому все те, кто побывал на границе, сегодня, мягко говоря, переоценивают ценности. А еще лечат воспаленные от газа глаза, стирают пропитанные дымом костров куртки, пьют аспирин в надежде не получить воспаление после «боевого крещения» водометами. Но наши неприятности после работы в гуще событий совершенно ничтожны по сравнению с тем, что приходится сегодня переживать людям, у которых сейчас нет приюта, ну разве что палатка в лагере или матрац в логистическом центре (благодаря чему дети не замерзнут). И нет конца их страданиям, только луч слабой надежды, что добро все же победит. Ибо зачем тогда человечеству вообще жить?..

-22
-23
-24
-25

Автор статьи: Елена Харевич

Автор фото: Вячеслав Цуранов