В 2020-м году президент Путин объявил, что государство у нас социальное. И даже, помнится, мы всем миром, т.е. всей страной, подправили себе конституцию на более социальную, чтобы не на бумажке, а на деле так стало.
Но при этом продлёнка у нас бесплатная почти из всех школ исчезла, а вместо нее младших школьников, которым все-таки продленка нужна, записывают в якобы платные кружки. Там воспитатели (обычно это пожилые учителя на пенсии) детей водят пообедать, дают им время на выполнение домашних заданий (иногда помогают детям в выполнении домашней работы, но это не во всех школах, надо уточнять) и гуляют с детьми около часа на территории школы в хорошую погоду, если домашние задания все сделали (что бывает редко), или когда их не задали (например, в пятницу или перед праздниками).
В итоге, родители многих младших школьников, посещающих подобные продленные кружки, ежемесячно из своего бюджета выкладывают на каждого ребенка в среднем 3-4 тысячи, если продлёнка до 16 часов, и 5-8 тысяч, если продленка до 19 часов.
И как же тут быть многодетным или малообеспеченным? У них и так каждая тысяча на счету.
И тут чиновники от образования воскликнут: «Неправда! Вы зайдите на сайт mos.ru, подайте заявление на бесплатную услугу «Запись в группу по присмотру и уходу за детьми школьного возраста (группы продленного дня)» и ходите на эту свою продлёнку!»
А мы так и попробовали сначала. Да вот только ответил услужливый сайт mos.ru, что в нашей школе такой группы нет! Это с учетом того, что в понятие «наша школа» после проведенной несколько лет «оптимизации» (не на ночь будь помянута она) входит аж целых три школы нашего района. И таки не в одной из них нет хотя бы одной бесплатной группы продленки!!! Дооптимизировались!
Еще лет 15 назад начали оптимизировать (по моим ощущениям). Начали с языковых спецшкол: мол, у нас только один продлёночный класс и только для особых категорий, да и задаем мы в спецшколе столько, что на продлёнке столько домашней работы ребенок сам сделать не может, только дома с мамой или бабушкой…
Потом стали делить детей: бесплатную продлёнку для особых категорий и платную – для остальных. Родители возмущаться стали: почему права у детей не равные! Почему детей из одного класса в разные продлённые группы определяют, друзей/подружек разделяют по разным группам?!
А случилось это из-за того, что чиновники решили соптимизировать: раз не все дети ходят на продлёнку, то можно финансирование урезать. И урезали они его так, что всегда для 20-30% желающих мест на продленке не хватало! Вот и привыкли родители обходиться без продлёнки. Привлекать бабушек, нанимать нянь, переходить на сокращенный рабочий день, менять работу… Одна знакомая мамочка совсем перестала ходить на работу, как дочка пошла в 1-й класс, т.к. воспитывала она ее одна, помогать некому и продлёнки в школе не было. Ей повезло, что ее работа ей позволяла работать удалённо. Другой знакомой мамочке приходилось сына из одной школы после уроков забирать, и в другую школу, где была продленка, везти.
Одному богу известно, сколько детишек родители в нашей стране решили не рожать из-за возникших трудностей. Наверное, чиновники тоже могли бы это подсчитать, если бы захотели, но, видать, не захотели)) По крайней мере, я такой статистики не встречала.
Я училась в советской школе. В первом классе нам, детям, было по 7 лет. В СССР считалось, что детям даже в этом возрасте полезно спать днём. В первом классе на продлёнке всех девочек укладывали спать, для этого в самой школе было отдельное помещение с кроватками. Мы, девочки, интересовались, почему мальчиков спать не укладывают, нам отвечали, что укладывали бы тоже, если бы в школе нашлось бы еще одно помещение для спальни)). В СССР всё было устроено так, чтобы вырастить крепких, здоровых, активных, самостоятельных, умненьких ребятишек.
Не помню, до какого класса в моем детстве, но в начальной школе продленка была точно. После уроков дети общались и играли до обеда, обедали, гуляли 2 часа в соседнем парке (если не было осадков. Парк большой, гуляли практически в свободном выгуле, но никто не терялся, все дети вели себя ответственно, из школы в парк и обратно шли парами), где-то в 15-50 в столовой нам давали свежее молоко (в СССР всё молоко было с коротким сроком годности, около 3-х дней) с хлебом. И с 16 до 18 все дети организованно делали домашнее задание в классе под контролем учителя. Каждый класс в своей классной комнате. Объединяли только, если учитель заболел. Если ты раньше остальных все письменные домашние работы сделал, то тихо сидишь играешь/рисуешь, не мешая остальным, или под каким-нибудь предлогом прогуляешься по пустынным коридорам школы. Процентов 20-30 детей никогда не ходили на продлёнку, наверное, у них были неработающие родственники. Тогда взрослые почти все работали.
Продлёнка тогда не была обязаловкой, но была очень качественным подспорьем для родителей. А также она была бесценным и ненавязчивым методом социализации. Дети строили отношения в коллективе, играли все вместе, бегали ватагой, были смелыми и самостоятельными.
Где-то с 4-го класса я в некоторые дни уходила с продлёнки и сама ездила в кружки на двух автобусах с пересадкой. Кружки не родители мне выбирали, а я сама. В школу приходили люди, агитировали за свои кружки, дети сами записывались, а родители только обеспечивали всем необходимым… Но это я отвлеклась от темы.
Как мне представляется, государственное школьное образование должно быть социальным, качественным и в интересах народа России. В интересах народа России, чтобы продлёнка была в каждой школе БЕСПЛАТНОЙ, для всех категорий детей, для всех желающих, и качеством не хуже, чем в 80-е годы 20-го века в СССР.
Разве это правильно, что власти отдали на откуп решение о качественной бесплатной продлёнке управляющим советам школ? В управляющие советы школ не входят много и тяжело работающие родители - у них просто на это нет времени и сил заниматься общественной деятельностью. А именно им и их детям нужна бесплатная и качественная продлёнка. В итоге в большинстве школ Москвы бесплатная продленка заменена на платную. Сколько из этих денег достается самому учителю-продлёночнику, а сколько школе, остается только догадываться.
Наверное, прежде всего государство должно поменять концепцию: образование - это не сфера услуг, а осознанная забота государства о своем народе.
Фото из открытых источников
У нас по конституции социальное государство! Мне очень хотелось бы, чтобы во все школы России вернули бесплатную, качественную (обед, 1.5 часа прогулки, бесплатное свежее молоко с хлебом, время на выполнение домашних заданий, время на отдых и игры, пребывание до 18-00) продлёнку для всех категорий детей, для всех желающих (чтобы на сайте "госуслуги" любой родитель мог заранее, но не позже, чем за 3 дня выбрать любые дни, просто тыкая на даты, когда его ребенок и до скольких будет на продлёнке (а также можно поставить галочку, если ребенок-аллергик отказывается от бесплатного молока), тогда всем родителям будет удобно и школа сможет планировать количество обедов и учителей продлёнки) . И учителям за нее надо платить хорошо, чтобы продлёнку соглашались вести не только учителя-пенсионеры, чтобы детям на продленке помогали сделать всю письменную домашнюю работу, чтобы продлённые классы не были переполнены. Тогда многие родители смогут себе позволить родить еще по одному ребенку.