Когда мы приходим в гости к знакомым или малознакомым людям, можно заметить ребенка прячущегося за своих родителей или который капризничает: например не хочет рассказать стих или назвать свое имя и тд.
В школе такое поведение можно назвать как трудности в установлении контакта или сильное волнение, когда приходится стоять у доски в классе. Что же это такое ? Нервозность, невоспитанность или застенчивость?
Исследование говорят о том, что стеснительность или как говорят "странности" является проблемой, которая нуждается в коррекции.
Стеснительность- это психологическое напряжение , которое проявляется как ( учащенное сердцебиение, сбивчивая речь, неуклюжесть.). Человек постоянно думает, что о нем думают окружающие люди и старается им соответствовать.
Что на самом деле чувствует ребенок который боится окружающего мира:
1. Низкая самооценка.
Ребенок не уверен в себе. Достаточно ли он хорош? Примут ли его таким?
2.Изоляция от социума.
Таким детям трудно устанавливать контакт с окружающими людьми. Им трудно смотреть в глаза другому человеку и говорят нечетко или запинаются во время разговора. Из-за внутреннего напряжения такие отношения становятся искусственными. А над ребенком еще и подшучивают из-за этого.
3. Чрезмерная потребность своего "правильного поведения"
Иногда даже доходит до того , что ребенок перестает рисовать каракули и начинает рисовать только буквы, так как это некоторая схема, по которой можно безопасно действовать это -заведомо правильно.
Причины застенчивости имеют и физиологические и социальные причины: глядя на маленького ребенка насколько он пуглив, плаксив и общителен. Можно предположить какой у него темперамент и стиль поведения.
Но не только физиология определяет стеснительность, как ни крути, а это социальный феномен, потому что появляется только в присутствии людей.
Отсюда и природа формирования: детей которые улыбаются и общаются, часто берут на руки просто, чтобы поиграть и пообщаться . А тревожного ребенка успокаивают и пытаются понять чем ребенок недоволен.
Так закрепляется модель восприятия мира: для одних он враждебен а для других наоборот.
Еще одной причиной застенчивости или стыда за себя является сравнением старших с кем- то: например с братом или сестрой. Ребенок чувствует, что его брат или сестра лучше его, и просто выходит из игры.
Кроме всего вышеперечисленного, большую роль играет и стереотип воспитания в семье.
Приведу примеры:
Японская система считается образцом добродетели и, хотя это чуть ли не первая страна по прогрессу, их к этому в большинстве своем подталкивает низкая самооценка. Все потому что все заслуги - это заслуги родителей , которые воспитали детей такими и одновременно вина за все ошибки. Их за успех никто не хвалит, скромность и застенчивость считаются добродетелью. Такие дети сдержаны и хорошо работают в команде потому что ответственность распределяется, однако избегают неопределенности и новых ситуаций.
В Израиле все наооборот. Любая победа - достижение ребенка. А все что не сложилось -просчеты воспитания родителей. Поэтому ребенок свободен в своих действиях, открыт новому опыту , потому что не боится наказания. Такие дети более склонны к риску и могут работать сами. Однако такого ребенка сложно контролировать.
Способы коррекции застенчивости в домашних условиях:
Не стоит давать оценку или вешать ярлык поведению ребенка. Например: если ребенок опять прячется от людей, нужно просто сказать, что ему надо время на знакомство с человеком и не заострять внимание на этом факте. Тогда ребенок сможет сам регулировать скорость сближения.
Иногда ребенок боится в общении самовыражаться, потому что не уверен, сможет ли произвести должное впечатление-имеет смысл предоставить альтернативные способы самовыражения, например рисование или лепка, но без четких правил.
Хорошо когда взрослый может признать свою ошибку - это как бы дает право ребенку на ошибку.
Ребенок которого воспринимают такой какой он есть, самый счастливый, его постоянно учат жить детский сад потом школа, кружки и тд. И только дома он может просто быть. Возможно в этом и есть смысл воспитания не учить каким стать, а позволить просто-быть собой - это самый лучший урок, который может дать семья. А для застенчивого ребенка это еще и коррекция, он все время подстраивается под ожидания, возможно если перестанут ожидать, он и не будет подстраиваться.