Общепринятое представление о промышленности — это неуклонный стремление совершенствования и инноваций с начала промышленной революции.
Превосходства инноваций говорит, что они "лучше", и что они стремятся отбросить "некачественные" методы производства. Однако в этом повествовании заложена ошибка: заблуждение игнорирует тот факт, что старые методы производства зачастую более рациональны с экономической, экологической, и промышленной точки зрения.
Использование ремесла в радикальных целях
Новые методы производства часто отдают предпочтение технологиям производства и материалам, которые вредны для здоровья работников, производящих продукцию, для потребителя и планеты. (Подробнее о важности этих идей через призму дизайна для разборки читайте здесь). Часто мы не задумываемся, что иногда наиболее экологичные дизайнерские решения можно найти, обратившись к нашему прошлому.
Но это не значит, что его всегда упускают из виду. Дизайнер-активист Джулия Уотсон опубликовала вдохновляющие исследования о том, как древние и современные технологии могут быть маяками для нашего пути к методам ведения сельского хозяйства и строительства; еще в 1960-х годах архитектор-историк Бернард Рудофски аналогичным образом рассматривал "народную архитектуру".
В то же время в архитектуре можно найти множество исследований, посвященных такому подходу "оглянуться назад, чтобы спасти будущее", в дизайне продуктов этой идее уделяется не так много внимания.
В мире, который все больше отрывается от традиционных процессов производства (вместо этого он строится на сложных цифровых технологиях и бизнес-мотивах), практические решения, упрощение и базовый дизайн, заимствованный из прошлого, на данный момент являются поистине радикальными. Такие ремесленные дисциплины, как текстиль, керамика, ткачество, изготовление мебели, обивка мебели и кузнечное дело имеют древние корни - и они дают необходимые уроки для современного производства.
Почему это так радикально?
В мире дизайна существует фетишизация новизны и новых процессов. В дизайне продуктов интерес к прошлым технологиям вызывает ассоциации с луддитами или приводит аргументы элитарности, поскольку эти процессы могут работать только в мелкосерийном или дорогом производстве.
Однако в этих взглядах кроется заблуждение: вопреки тому, традиционные и прошлые методы не являются взаимоисключающими по отношению к технологическому прогрессу (эта идея настолько контрпропагандистская, что ее радикальность сама собой напрашивается). Если пересмотреть методы изготовления изделий в ремесленных и коренных культурах, то часто можно найти сложные, элегантные и более целостные решения, которые были искоренены (или, по крайней мере, не использовались) во имя прогресса.
Преодоление этой фетишизации новизны позволяет нам выявить взаимную пользу новых процессов в тандеме с вековыми техниками дизайна.
Возвращаясь к созданию и искусству ремесленников
С точки зрения устойчивого развития легко найти примеры исторической мебели, которые демонстрируют методы, позволяющие уменьшить наш углеродный след. Изобретательные столярные изделия из дерева, металлическая фурнитура и техника обивки указывают на то, как промышленность может пересмотреть существующие конструкции изделий для рационализации использования материалов, методов сборки и упаковки.
Эти методы — вершина айсберга примеров, представляющих исторические прецеденты современных теорий устойчивого дизайна (подумайте: "дизайн для циркулярной экономики" или "дизайн для разборки").
"Я часто присматриваюсь к традиционным деревянным конструкциям, которые не требуют крепежа и клея", — говорит Джонсара Рут, дизайнер мебели и по совместительству директор по дизайну и соучредитель Лаборатории здоровых материалов в Школе дизайна Парсонса. Она ссылается на "одержимость" азиатскими столярными изделиями как на иллюстрацию того, что применение традиционного дизайна в современном производстве на самом деле является гораздо более совершенным способом. Сложные связки создают прочные соединения. С помощью традиционной столярной мастерской можно построить целое здание! Вместо того чтобы вручную вырезать точные формы соединений, мы можем использовать трехосные фрезерные станки, чтобы сделать это соединение, и оно может прослужить десятилетия и десятилетия, а затем быть разобранным.
По мере того как современные производители и преподаватели повышают грамотность в отношении этих техник и методологий дизайна, мы начали видеть, как крупные дизайнерские бренды следуют этому примеру. Это волнующий сигнал к созреванию коллективного материального интеллекта — отрасли, в которой еще есть куда расти.
Более "разумный с материальной точки зрения" дизайн
Современные мебельные фабрики по всей территории США и России — обычно используют аэрозольный клей для крепления подушек к каркасам. При этом не учитывается побочный эффект — клей способствует загрязнению воздуха для работников, изготавливающих мебель, а также выделению газов в наших домах. Это также препятствует тому, чтобы детали мебели можно было легко отремонтировать или впоследствии использовать например в качестве экологичного топлива.
В этом нет вины одного человека — производители, как и все мы, делают выбор, основываясь на давних привычках, и часто не располагают роскошью времени, чтобы пересмотреть способ производства. Обновление традиционных технологий — это возможность пересмотреть, как и почему мы разрабатываем продукты так, как мы это делаем.
Например, в мебельной компании Sabai Design, заменили клей на традиционную технику соединения двух деталей, в которой использовались крепления и натуральные материалы. Это было одно из многих решений, что помогло компании в существующем перепроектировании продукции для достижения целей устойчивого развития. Если вы думаете, что это увеличит стоимость мебели, то на самом деле общая стоимость проданных товаров снизилась примерно на 7%.
Еще один прекрасный пример
Джонсара Рут делится примером из своей работы с мебельной компанией Q Collection. После того как их первоначальная фабрика партнер, к сожалению, закрылась, команда начала работать с Амишами на Среднем Западе. "Я была потрясена, потому что они передавали из поколения в поколение способы изготовления вещей, которые очень крепкие без использования клея".
Она описывает яркую сцену, как в мастерских топят печи обрезками пиломатериалов, создавая пар, который затем используют для парового сгибания древесины. "Изгибы дерева означали, что они могли отказаться от клея и фурнитуры, создавая при этом сложные формы. На традиционной фабрике использовали бы шурупы, клей и затыкали отверстия, но на фабрике Амишей дерево сгибали, чтобы создать арку, и скрепляли ее колышками".
Для мебельной компании это возвращение к традиционным методам было глубоким. Для Рут это также имело философское значение. "Меня увлекает тема мастерства, потому что можно многого добиться, если задуматься о том, как что-то сделано. Я не изобретала новый процесс", — признает она. Она просто спроектировала мебель таким образом, чтобы ее можно было изготовить традиционными методами. Она поставила на первое место задачу сокращения количества материалов и применила смелый подход к отказу от фурнитуры. "Речь идет об умном производстве", — говорит она, и, что не менее важно, "это образ мышления".
Где вы видели пересмотр ремесленных методов в индустрии дизайна? Практиковали ли вы это в своей работе? Какие исторические методы или подходы следует внедрять в современный дизайн? Поделитесь своими мыслями, предложениями и историями в разделе комментариев ниже.
Подписывайтесь и ждите новые интересны новости из мира Industrial design