Антимонопольщики заподозрили регионального оператора УК «ПЖКХ» в попытке нажиться на предпринимателях. Во время локдауна компания не вывозила мусор с территории отелей и ресторанов, но это не помешало выставить счет за услуги.
Пострадавшей стороной оказались татарстанские отельеры и рестораторы - во время карантина все они не работали, соответственно, и мусор на предприятиях не образовывался. Заместитель руководителя УФАС по РТ Андрей Розенталь объяснил, что ситуация неоднозначная, ведь карантин в стране официально не объявляли, а значит, причислять пандемию к числу обстоятельств непреодолимой силы не совсем правильно. Но этот факт не стал определяющим - комиссия татарстанского УФАС оценивала не обстоятельства, а действия регоператора в условиях распространения COVID-19, в том числе исполнение обязательств по периодичности вывоза твердых коммунальных отходов.
ООО «УК «ПЖКХ» с 2013 года входит в холдинг «Растрим» – дочернюю структуру компании «РТ-Инвест» (входит в госкорпорацию «Ростех»). Компания настаивает, что работает с применением нормативного подхода, а не по заявкам, и счета рестораторам и отельерам предъявила так, словно исправно переворачивала пустые баки на протяжении всего локдауна.
Вместе с тем, работая с применением нормативного подхода, УК «ПЖКХ» обязана соблюдать требования СанПиНа, согласно которым периодичность вывоза твердых коммунальных отходов зависит от наружной температуры воздуха. Измеряется среднесуточная температура в течение трех суток, и если она выше 5 градусов тепла, то мусор должны вывозить каждый день, если 4 градуса и ниже, то раз в трое суток. Проверка УФАС по РТ выявила, что эти требования ПЖКХ не выполняла.
- Смысл в том, что регоператор пытался сэкономить на том, что он не оказывал услугу, и таким образом получить неоправданное обогащение, - пояснил Розенталь. - Поскольку регоператор не смог предоставить доказательства того, что он каждый день вывозил мусор, и все заявители в один голос сказали, что они действительно работают по заявкам, выяснилось, что регоператор лукавит, говоря, что не работает «по факту».
Замруководителя татарстанского УФАС акцентировал внимание на том, что учитывались не столько форс-мажорные обстоятельства, сколько само выявление невыполнения обязательств. Таким образом, УФАС предписало ПЖКХ произвести перерасчет услуг, не оказанных за период пандемии.
По словам Розенталя, ответственность за такое правонарушение - штраф. Для должностных лиц - от 15 тысяч до 20 тысяч рублей, для юридических - от 300 тысяч до 1 млн рублей. ПЖКХ планирует обжаловать решение антимонопольной службы.
- Сейчас у нас есть решение по факту установления нарушения, после этого возбуждается административное производство, - рассказал Розенталь. - Говорить о том, сколько они заплатят, мы не можем.
Он также упомянул, что за время разбирательств УК «ПЖКХ» стала направлять машины на объекты пострадавших организаций практически каждый день.
Нормативная плата не выгодна хозяйствующим объектам, потому что норма зачастую превышает фактические показатели. К тому же тариф может отличаться в десятки раз в зависимости от региона. По словам Розенталя, республиканские власти выступили за то, чтобы усреднить и утвердить нормативную шкалу для всей страны.
- Все эти случаи, в том числе абсурдность ситуации, о которой мы говорим, сигнализируют, что нам нужно перейти к этой системе как можно скорее, - подчеркнул Розенталь.
Второе дело, которое прокомментировал Розенталь, пока еще не рассматривалось в суде. Татарстанское управление ФАС выявило, что УК «ПЖКХ» при определении перевозчика провела аукцион и ввиду отсутствия заявок заключила договор транспортирования с ООО «Чистый город» без повторного проведения конкурентного отбора.
Дело в том, что «Чистый город» является дочерней компанией ПЖКХ и заключать договор с ней без проведения аукционов - это нарушать законодательство. Компания должна произвести торги законным способом, причем часть объемов должна отдаваться субъектам малого и среднего предпринимательства, настаивает УФАС.
Ответственность за это правонарушение - от 20 до 50 тысяч рублей штрафа либо дисквалификация на срок до 3 лет для должностных лиц, от 1 до 15% от суммы выручки - для юридических лиц.
- Мы здесь не для того, чтобы кого-то загнобить, а в целях определения - был ли факт нарушения, и если он есть и его не может опровергнуть регоператор, то мы принимаем меры по пресечению данных правонарушений в дальнейшем, - подчеркнул спикер.