Найти в Дзене
Ольга Кравчук

Как в Советском Союзе лечили детей (на собственном опыте)

Мои сверстники хорошо помнят звук бормашины малых оборотов, которой пломбировали зубы советским школьникам. Дрожание девочек у кабинета и стоицизм мальчиков. Бормашину я не сильно боялась, лечение зубов казалось всё же менее болезненным, чем то удаление аденоидов, которое запомнила с детства.
Удаляли аденоиды в поликлинике, но не районной, а какой-то ведомственной. Я помню коробку конфет Птичье молоко, которые мама несла врачу. И врача, который велел открыть рот и считать до десяти. Мои аденоиды жгли металлом и боль была невыносимой.
На всю жизнь я поняла тогда, что даже три секунды такой боли - это много. Мама отдала конфеты доктору с короткой фамилией, и после этой боли и этих жертв долго ждала облегченного носового дыхания, которое было обещано. Не дождалась. Дело было в другом. "Хронический насморк", -такой диагноз получила позже, у ЛОРа своей районной поликлиники. Врач выписал сосудосокращающие средства и направления на ультрозвуковое прогревание. На прогревания ходила пешко

Мои сверстники хорошо помнят звук бормашины малых оборотов, которой пломбировали зубы советским школьникам. Дрожание девочек у кабинета и стоицизм мальчиков.

@Геррит ван Хонтхорст. Зубной врач. 1622 год
@Геррит ван Хонтхорст. Зубной врач. 1622 год

Бормашину я не сильно боялась, лечение зубов казалось всё же менее болезненным, чем то удаление аденоидов, которое запомнила с детства.

Удаляли аденоиды в поликлинике, но не районной, а какой-то ведомственной. Я помню коробку конфет Птичье молоко, которые мама несла врачу. И врача, который велел открыть рот и считать до десяти. Мои аденоиды жгли металлом и боль была невыносимой.

На всю жизнь я поняла тогда, что даже три секунды такой боли - это много. Мама отдала конфеты доктору с короткой фамилией, и после этой боли и этих жертв долго ждала облегченного носового дыхания, которое было обещано. Не дождалась. Дело было в другом.

@osmotr glandy
@osmotr glandy

"Хронический насморк", -такой диагноз получила позже, у ЛОРа своей районной поликлиники. Врач выписал сосудосокращающие средства и направления на ультрозвуковое прогревание. На прогревания ходила пешком, в холодный ноябрьский день, возвращаясь ещё с большей заложенностью носового дыхания.

Но первообытная жажда дышать свободно меня не отпускала, и я достала врачей своими жалобами до того, что мне поставили диагноз гайморит с оперативным лечением, которое называлась "проколами".

Процедура под стать известной картине фломандского мастера Удаление зуба. Огромным толстым шприцом прокалывали нос изнутри и промывали раствором фурацилина. По идее из носовых пазух должен был вытекать гной.

Но гноя не было никогда. Всё это проделывали в поликлинике. Нос затыкали огромными кусками ваты и отправляли домой. На следующий день нос взбухал до размера шнобеля, было некрасиво и стыдно. Но надолго пропадало желание мучить себя и врачей в районной поликлинике.

Уши, горло, нос лечили прикладыванием варенных яиц и такими вот лампами.
Уши, горло, нос лечили прикладыванием варенных яиц и такими вот лампами.

Много позже самиздатовская литература по йоге научила полоскать носовые проходы солёненькой водичкой. Процедура безвредная, если сразу не выходить на холодную улицу. Но почему-то так не получалось.

Постоянные простуды своих детей в поздний советский период лечила массажами по системам, методичкам и разработкам, поскольку имевшийся в арсенали наших медиков пеницилин и его синтетические производные невозможно было принимать круглогодично, как того требовали детские насморки, бронхиты, гаймориты.

Например, упражнение "выжл.", сокращение от "выжимание лёгких" состояло в том, что ребенка клали на кушетку и колени сильно прижимали к грудной клетке. Это вызывало искомый кашель, выводящий мокроту.
Интенсивный массаж спины с прибаутками:

Так не по детски интенсивно лечили бронхиты
Так не по детски интенсивно лечили бронхиты

Рельсы-рельсы, шпалы шпалы.
Едет поезд запоздалый.

Едущий поезд - это, скорее, гусеничный трактор из кулаков взрослого по худенькой детской спинке.

Из последнего окошка вдруг посыпался горошек:
Сыпется-сыпется, сыпется.

Пальцы взрослого в этот момент стучат по спинке дитяти.

Летом мы собирали и сушили травы: мать и мачеху, душицу, чабрец. В советской аптеке даже такие травы были в дефиците. Да и дорого, почти сорок копеек.

Температуру сбивали отваром липового цвета, горлышко полоскали шалфеем, мочевой пузырь - медвежьим ушком. Простуду - мёдиком и чаем. Желудок - кисельком из клюквы и бульончиком. Парили ножки в тазике с водой, сдобренной горчицей обыкновенной.

Умиляюсь и ностальгирую, при этом хорошу осознаю, что радикальное средство от своего гайморита-насморка-аденоидов нашла только в двухтысячных - в виде немецких таблеток синупрет.