Найти тему

Что такое Бункеровка морского судна Или как заправляют топливом теплоходы

Оглавление

Любая бункеровочная операция, т.е. подготовка, проведение и окончание её, а также действия, направленные на исключение загрязнения водной среды в период бункеровочной операции, должны выполняться под непосредственным руководством и наблюдением ответственного лица, назначенного Капитаном судна.

Станция для приёма и выдачи нефтепродуктов, расположенная на палубе теплохода. Арматура с заглушками, поддон, трубопроводы. Фото автора.
Станция для приёма и выдачи нефтепродуктов, расположенная на палубе теплохода. Арматура с заглушками, поддон, трубопроводы. Фото автора.

На каждом судне, должна быть инструкция по проведению бункеровочных операций, с указанием обязанностей членов экипажа, занятых на бункеровке, в ней должны быть учтены конструктивные особенности судна, его систем и оборудования.

Такая инструкция, должна содержать следующие сведения.

1. Описание систем трубопроводов, оборудования и устройств, предназначенных для выполнения на судне бункеровочных операций, с указанием:

  • схемы трубопроводов и расположения клапанов, насосов, приборов и устройств управления и контроля, вентиляционных, газоотводных и переливных труб;
  • местонахождения клапана, или другого устройства, для экстренного прекращения бункеровки и порядка его использования;
  • местонахождение клапанов или других устройств, предназначенных для разобщения различных частей трубопровода, и порядка действия по их использованию.

2. Обязанности ответственного лица.

3. Состав и обязанности, вахтенных членов экипажа, на время бункеровочных операций.

4. Обязанности каждого члена экипажа, привлекаемого, помимо вахтенных, к бункеровочным операциям.

5. Порядок подготовки судна, его систем, оборудования и устройств, к предстоящим бункеровочным операциям, с учётом мероприятий по предотвращению загрязнения водной среды.

6. Порядок начала, проведения и окончания бункеровочных операций.

7. Описание и порядок применения средств, для локализации розлива нефти и нефтепродуктов, который может произойти во время бункеровочной операции.

Рейдовая стоянка. Ждём снабжение и бункеровку. Фото автора.
Рейдовая стоянка. Ждём снабжение и бункеровку. Фото автора.

Перед проведением бункеровочных операций необходимо:

  • надёжно закрыть штатными заглушками палубные шпигаты,
  • установить поддоны в местах соединения шлангов,
  • сделать замеры в топливных танках,
  • проверить мерительные и воздушные трубы, чтобы они оставались свободными,
  • перекрыть и опломбировать все клапаны, сообщающие топливный трубопровод с забортным пространством.
Перед началом бункеровки, администрацией судна и бункеровщика, составляется двусторонний акт, в котором оговаривается интенсивность подачи нефтепродуктов, вид связи с бункеровщиком.
Трубопроводы, для приёма и выдачи нефтепродуктов на судне. Фото автора.
Трубопроводы, для приёма и выдачи нефтепродуктов на судне. Фото автора.

Перед подсоединением шлангов необходимо:

  • убедиться, что они не имеют видимых дефектов (следов изломов, течи, глубоких наружных порезов, истёртостей с повреждением проволочной арматуры) и имеют достаточную длину, которая позволит избежать их разрыва при возможном перемещении судна.
  • Необходимо следить, чтобы при подаче на судно, шланги не получили заломов и значительного скручивания, нельзя допускать подачи на судне шлангов с незаглушенными фланцами;
  • заглушки должны отдаваться только над поддонами.
Шланги должны быть надёжно подсоединены к фланцу приёмного топливного трубопровода (не менее чем на четырёх болтах).
Трубопроводы и арматура, для приёма и выдачи нефтепродуктов на теплоходе, проходящие между надстройкой и грузовым трюмом. Фото автора.
Трубопроводы и арматура, для приёма и выдачи нефтепродуктов на теплоходе, проходящие между надстройкой и грузовым трюмом. Фото автора.

Приём нефтепродуктов на судно, необходимо начинать при минимальной интенсивности подачи.

  • После проверки поступления нефтепродуктов, в намеченные для приёма цистерны и отсутствия пропусков в шланговых соединениях, интенсивность подачи может быть доведена до номинальной.
При температуре наружного воздуха 268 K номинальная интенсивность подачи снижается на 10 %, при температуре воздуха 263 K – на 20 %.
Топливный танк, в машинном отделении теплохода. Фото автора.
Топливный танк, в машинном отделении теплохода. Фото автора.

При замере уровня в танке, при приёме высоковязкого топлива в зимнее время, необходимо предварительно промыть мерительную трубку горячим дизельным топливом.

  • Вахтенная служба должна, в период приёма нефтепродуктов на судно, вести постоянное наблюдение за водной поверхностью вокруг судна.
Перед окончанием бункеровочных операций, интенсивность подачи должна быть снижена до минимальной, о чём заранее следует уведомить персонал бункерующего сооружения.
Отстойные и расходные танки лёгкого и тяжёлого топлива, арматура и трубопровод. Фото автора.
Отстойные и расходные танки лёгкого и тяжёлого топлива, арматура и трубопровод. Фото автора.

После бункеровки, при перекачке топлива из цистерн основного запаса, например, в отстойные цистерны, или другие танки, необходимо:

  • принять меры предосторожности для предотвращения перелива и обеспечить, чтобы вся запорная арматура на трубопроводе перекачки топлива, идущего от топливоперекачивающего насоса к топливным цистернам, не включенным в операцию по перекачке топлива и к трубопроводу подачи топлива, была надёжно закрыта.

Перед началом перекачки, необходимо проверить состояние воздушных труб, (на следующем фото).

Воздушные трубы на палубе. Фото автора.
Воздушные трубы на палубе. Фото автора.

Лицо, ответственное за операцию по перекачке топлива, обязано:

  • удостовериться, что переливной трубопровод в рабочем состоянии,
  • переливная цистерна не заполнена,
  • сигнализация о переливе и указатели уровня в цистерне,
  • в рабочем состоянии и исключат переполнение переливной цистерны.

При перекачке топлива, необходимо производить частые замеры уровня в цистернах.

  • В конце перекачки, интенсивность подачи топлива необходимо уменьшить, во избежание перелива топлива из заполняемой ёмкости.

Рекомендуем к прочтению:

Статья и фото: “Журнал Морского Волка”

Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить оценку. Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, задавайте вопросы.

-9