Найти в Дзене
Мой медок

"А мой не ползал, ну и что!?" Почему так важно ползание для развития ребенка.

У многих нынешних детей двигательное развитие происходит примерно следующим образом: ребенок долго лежит на спине, не поворачивается. Затем он как-то очень быстро повернулся, сразу сел. Мало ползал на четвереньках, или ползал назад, или не ползал вообще. Получается, что некоторые этапы ребенок просто не проходит, он их игнорирует.

Двигательное развитие ребенка в младенчестве должно проходить в правильной последовательности. Каждый правильно пройденный этап запускает ряд важнейших механизмов работы мозга.

1. рождение ребенка (ребенок проходит родовые пути)

2. лежит на спине

3. в положении на животе поднимает голову и охватывает глазами пространство

4. поворачивается на один бок, на другой, на живот

5. ползает по- пластунски

6. поднимает руки, упирается

7. садится

8. ползает на четвереньках

9. встает сначала с помощью рук, потом без

10. начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Если ребенок пропускает или неправильно проходит какой-то из этапов, то возникновение проблем в дальнейшем неизбежно. Они дадут о себе знать в той или иной степени.

У такого ребенка обычно имеется гипертонус или гипотонус. Мамы могут жаловаться, что ребенок ходит на пальцах ног, не опираясь на всю стопу.

Проблемы с тонусом могут сохраняться у ребенка до 5,8 и даже до 10 лет, а в некоторых случаях и до более позднего возраста. Такой ребенок неловок, неуклюж, очень травматичен.

На занятиях, при копировании геометрической фигуры ребенок может все искажать. Например, он может поворачивать рисунок на 90 или 180 градусов, рисуя копию образца. Некоторые рисунки совсем невозможно узнать, при этом ребенок действительно пытается нарисовать копию. Ребенок может игнорировать левую или правую сторону листа бумаги.

Получается, что ребенок ТАК видит мир. Такие искажения приводят к трудностям в овладении письмом, усвоении образа букв, формировании разрядности чисел.

Далее, если искажается двигательная сфера - искажается и речевое развитие. Ребенок может не говорить до 3-4 лет, или говорит односложные слова, у него нет фразовой речи, возникает проблема с произношением звуков ("каша во рту"). Мы видим, что одна проблема тянет за собой другую.

Проблемы с речью - проблемы с эмоциональной сферой, что влечет за собой следующие проблемы: неадекватные отношения со сверстниками, с родителями.

Ползание также является профилактикой проблем с чтением и письмом. Если недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, у младшего школьника возможны проблемы при письме: грязь в тетрадках, плохой почерк. Многие дети, имеющие дислексию и дисграфию пропустили этап ползания.

Проблемы будут нарастать, и уже к 9-10 годам этот клубок бывает очень сложно распутать.

Ползание, помимо общей стимуляции моторных зон (участков коры головного мозга, отвечающих за регуляцию движений), также способствует улучшению межполушарного взаимодействия - ведь оно требует согласованного перекрестного движения рук и ног (правая рука-левая нога), которое регулируется противоположными полушариями. Это способствует развитию ассоциативных связей мозга, создает возможность для более полного раскрытия его потенциала.

Также совершенствуется зрительное восприятие - у ребенка появляется необходимость использовать одновременно оба глаза, и он начинает сводить их вместе. Развиваются зоны мозга, отвечающие за зрение.

Благодаря ползанию развивается тактильная чувствительность.

С помощью информации от рецепторов, которые сообщают о расположении частей тела относительно друг друга, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении внешних объектов и тела, а значит, формируется возможность обозначения этих соотношений словами, приходит понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций - пространственно- временных, причинно-следственных. Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания. Благодаря этому способу передвижения формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Поймите правильно: неползавший ребенок - не плохой, не глупый. Фактически, потенциал его мозга не раскрыт полностью. То, что другим детям кажется легкой забавой, для такого ребенка может стать "задачкой со звездочкой".

Стоит ли бить тревогу, если ребенок не ползал?

Определенно, стоит. И чем раньше вы это сделаете, тем более эффективно пройдет коррекция.

На ранних этапах развития следует обратиться к врачу-невропатологу. Грамотный врач никогда не отмахнется и не скажет: "Тысячи детей выросли, не ползая, ну и что". В таком случае, нужно найти другого специалиста, неравнодушного и разбирающегося в проблеме. Обычно врач назначает восстановительное лечение, дает рекомендации по режиму и назначает курсы массажа. Далее необходимо подключать нейропсихолога, логопеда, иногда педагога - дефектолога.

Некоторые дети до 1 года состояли на учете у невропатолога, им прописывали успокоительные ванны, проводили курсы массажа. Но после 1 года ребятишки исчезали из поля зрения докторов, так как позже проявления нарушений "стираются".

Стираются, но не исчезают совсем, к сожалению. Следующий момент, когда такие нарушения дают о себе знать - 3 года. Большинство детей идут в детский сад. Там эти дети постоянно отвлекаются, не слушают сказки, ломают игрушки, бегают по группе. Такие дети неловки, постоянно спотыкаются, не вписываются в дверные проемы. Они как будто не слышат обращенную к ним речь. Их трудно воспитывать, они становятся непослушными и неуправляемыми. В результате проблемы расцветают пышным цветом. А впереди школа...

Помогут таки детям занятия по нейрокоррекции. Там опытный специалист поможет максимально возможно восстановить пропущенное. Не стоит расстраиваться и опускать руки, многие особенности развития ребенка можно скорректировать.

Всем здоровья.

Спасибо за лайки! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить важное!

#раннее развитие #раннее развитие детей #полезные советы