Найти тему
Андрей Громов

Точение сырого дерева без трещин.

В этой статье мы поговорим о том, как выточить изделие из сырого дерева, чтобы оно не треснуло.

Коротко о теории. Живое дерево содержит в себе влагу, так как по нему от корней по стволу и веткам к листьям поднимается древесный сок, который несёт в себе минералы и полезные вещества для роста дерева. Взрослая берёза способно прокачать через себя до 200 литров воды за сутки. Ель до 500 литров, а дуб до 600 литров воды. Этот процесс называется транспирация.

-2

После того, как дерево срубаются или его спиливают движение воды прекращается и дерево постепенно начинает высыхать. Влага, находящаяся в порах испаряется. Дерево постепенно теряет в массе и объеме. Если процесс испарения влаги происходит быстро, то оно трескается по волокнам - волокна расслаиваются и дерево деформируется. Такая древесина становиться непригодной для дальнейшей обработки. Это происходит от того, что соотношение влажности окружающей среды меньше, чем влажности дерева и воздух как бы вытягивает влагу из древесины.

-3

Находясь на открытом воздухе, под воздействием солнечных лучей влага испаряется неравномерно и дерево начинает коробить и скручивать. Поэтому для столярных проектов дерево сушат в специальной камере, где при высокой температуре поддерживается необходимая влажность, не дающая дереву быстро испарять воду.

-4

Влажность дерева в свежеспиленном состоянии может составлять в зависимости от времени года от 70 до 120%. Так как для токаря важно высушить дерево не распуская его на доски, то есть в “кругляке”, то в естественных условиях такое бревно будет сохнуть примерно около сантиметра в год. При этом в первый год оно потеряет 50 % влаги. Это значит, что бревнышко диаметром 20 см достигнет необходимой влажности для возможности его обработки только через 10 лет.

Те, кто сами заготавливают себе заготовки в лесу часто используют в качестве древесины сухостой. Это дерево, которое умерло, перестало расти, и значит в нем прекратилось движение сока, но оно по каким то причинам не упало на землю (где непременно бы сгнило) а осталось стоять и поэтому высохло.

-5

Но тут есть два нюанса - во первых и сухостой, и бревно, которое вы спилили и оно высохло где-то под навесом, в тот момент, когда вы приступите к его обработке, все равно будет сохранять влажность в пределах 20%. Это значит, что его тоже может повести или порвать.

Второй момент, это образование грибка и плесени. В некоторых случаях колонии бактерий образуют шпальт, который выгодно смотрится на готовом изделии. Но чаще всего грибок разрушает древесину или оно покрывается пятнами.

-6

Многие,заготавливая себе материал, кипятят древесину в воде до 24 часов. Иногда добавляют в воду соль или травы для окрашивания. Но чаще всего это делается с капами и свилями, где необходимо снять внутреннее напряжение. После этого заготовки все равно придется сушить несколько лет.

Быстрый способ, которым пользуются многие токари и я в том числе - это проточить сырое дерево до черновой заготовки с толщиной стенок до 20 мм и обернув газетами положить в пакет. Таким образом, меняя газету сначала каждый день, потом все реже и реже можно высушить заготовку в течении одного - трех месяцев, в зависимости от породы дерева, времени года, когда оно было спилено и влажности в момент черновой обработки.

Лучший способ - это на первоначальном этапе заготовить кругляк длиной метр, полтора, поставить его на попа под навес и пустить в обработку только через год, когда оно потеряет большую часть влаги.

Кто-то сушит черновые заготовки в стружке, как это раньше делали те, кто занимался рубленой посудой. Кто то обмазывает клеем ПВА, но в этом случае появляется благоприятная среда для образования плесени и грибка. Мой опыт показывает, что полиэтиленовый пакет и газета - лучший способ при котором высыхает без трещин около 90% заготовок.

Но сегодня я хочу вам показать еще один способ, которому меня научил 4 года назад Дмитрий Пушин - преподаватель, автор токарных курсов и руководитель производства фабрики Петроград. Он заключается в том, чтобы выточить изделие из сырой заготовки с тонкими стенками и высушить прямо во время шлифовки.

Это заготовка из сливы. Я уже работал с этим деревом и знаю, как оно себя ведёт. Не все местные породы дерева Московской области пригодны для токарной обработки. Сирень, яблоня, груша хоть и имеют красивую структуру, но их практически невозможно высушить без трещин. Чаще всего дерево просто разрывает изнутри внутреннее напряжение.

А вот такие породы, как слива, черемуха, рябина, вишня, вяз не только обладают хорошим, ярким рисунком, но и сохнут практически без трещин.

В данном случае я придаю заготовке внешнюю форму и делаю шип, для дальнейшего крепления на патрон. Садовые породы во влажном состоянии очень хорошо режутся, но мягкие волокна легко заминаются, поэтому на финишном этапе необходимо создать большой угол резания и работать от задней кромки.

Обработку внешней формы таких заготовок я произвожу резцом для чаш диаметром 13 мм. При заточке я удлиняю крылья, чтобы иметь длинную режущую кромку. Такую геометрию еще называют Элсворт, по имени американского токаря по дереву Дэвида Элсворта.

-8

Длинная режущая кромка позволяет на финишном этапе делать стригущее циклевание под углом 75-80 градусов. Таким образом срезаются торцевые волокна без образования замятия и вырывов.

Волокна этой заготовки расположены в поперечном направлении, так как это половина ствола дерева. Поэтому сердцевина дерева, где расположены самые мягкие волокна встречаются два раза на круг.

-9

После стригущего циклевания рейром для чаш, я беру остро заточенный мейсель и положив его плашмя на подручник делаю финишное циклевание, убирая таким образом канавки и бугорки, которые остаются после работы рейером. Учтите, что так Вы не избавитесь от вырванных волокон, как как отношение угла резания здесь отрицательное, составляющее 0 градусов по отношению к оси вращения.

-10

Далее я приступаю к шлифовке и полировке. Это необходимо сделать на этом этапе, так как в тот момент, когда мы начнём выбирать заготовку изнутри она начнёт менять форму от того что убирается внутреннее напряжение.

Чашка с внешней стороны готова и мы можем видеть как после полировки абразивом большой "гритности" дерево насыщается богатыми красками.

При обработки внутренней части я сначала высверливаю середину. Далее выбирать дерево нужно быстро, чтобы успеть придать форму до того как оно изменит геометрию и растрескается. Лучше всего начать придавать нужную толщину стенок сразу, не углубляясь внутрь. Если начинать убирать середину и донышко масса переместиться на периферию и появится лишняя вибрация. Поэтому я по 15-20 мм формирую стенку, выравниваю ее и двигаюсь вглубь.

-11

К тому моменту, как я дойду до донышка, форма стенок может поменяться несколько раз и обработка их станет невозможна, но меня это не пугает, так как я уже закончил всю работу и мне останется только все отшлифовать.

Именно благодаря шлифовке происходит нагрев дерева и уходит остаточная влага дерева. Контролировать этот процесс можно тактильно, так как поверхность будет прохладной, если в ней будет оставаться влажность. Вот только толщину стенок придётся делать 3-5 мм, чтобы высушить дерево наверняка.

-12

После этого можно оставить чашку на одну ночь обернув газетами. На следующий день она поменяет форму и скорее всего деформируется. Но я считаю, что это ещё больше придаст ей естественности и изящности. А люди будут недоумевать - как вы сделали ее такой неправильной формы.

-13

Я предлагаю вам самим попробовать этот способ и если у вас получится напишите внизу в комментариях о своём опыте - мне будет интересно.

Спасибо, за то, что прочитали эту статью. Приходите к нам на обучение в токарную школу, а если Вы живёте далеко приобретайте онлайн курс, на котором вы получите базовые знания о токарной обработке дерева.