В 1913-м году 25-й батальон велосипедистов Лондонского полка получил на вооружение пулемётовозы на шасси малоизвестной сейчас марки Билсайз (Belsize). 25th (city of London) Battalion, созданный в 1908 году в рамках реорганизации "домашней армии" и ставший наследником первого велосипедного подразделения британской пехоты - 26-гог волонтерского корпуса стрелков (26th Middlesex (Cyclist) volunteer Rifle corps), оставался как и его предшественник на первых ролях в освоении новой техники и тактики применения новой техники, в том числе механизированных перевозчиков пулемётов.
Belsize Machine Gun Carrier/Пулеметный носитель на шасси Билсайз
Страна: Британская империя
Производитель шасси: Belsize Motors and Engineering
Год выпуска: 1913
Кол-во: 2х пулеметных + 2 сопровождения?
Шасси: Belsize 10/12 hp
Двигатель: 12 л.с., 1950cc 4-cylinder
Экипаж: 4
Вооружение: .303 Maxim machine gun
Бронирование: не устанавливалось
С момента своего создания в 1888 году первый в истории британской армии велосипедный батальон (26th Middlesex (Cyclist) volunteer Rifle corps) испытывал у себя различные варианты перевозки станковых пулемётов, которые были приданы подразделению и должны были по мобильности соответствовать мобильности самокатчиков, как называли пехотинцев на велосипедах в Российской Императорской армии, и их тактическим задачам. Примеряли на себя перевозку митральезы Гатлинг Бульдог на двух сцепленных велосипедах, специальный колесный станок для пулемета Максим на велосипедных колесах, прицепленный к трициклу с мотором, двухпулемётный трицикл-тандем. Самым удачным вариантом стало создание пулемётовозов на коммерческом шасси легких автомобилей AC Autocarrier. Этими машинами было оснащено пулеметное отделение батальона в 1910 году уже после преобразования 26-го Среднеэссекского в 25-й лондонский батальон. Единственным ограничением использования такого шасси была его небольшая проходимость, но в любом случае части самокатчиков не планировалось применять в местности без дорог, поэтому проходимость пулемётного отделения на АСкариерах примерно соответствовала возможностям самих велосипедистов.
26-й велосипедный батальон (26th Middlesex (Cyclist) volunteer Rifle corps) стал 25-м батальоном велосипедистов Лондонского полка в рамках создания Территориальной армии (Territorial Force) в 1908-м году. Кроме Лондонского полка, в составе которого был 25-й велосипедный батальон, в составе территориальной армии были по образцу лондонского сформированы еще девять велосипедных батальонов, в задачу которых входило патрулирование побережья Британии и в случае необходимости его оборона от десанта противника. Из них три батальона в велосипедные были преобразованы из уже существовавших добровольческих, а каждый территориальный пехотный батальон (Territorial Infantry Battalion) получил отдельную секцию велосипедистов как усиление. Между велосипедными частями Территориальной армии в 1913-м году было разделено побережье, которое они должны были патрулировать в случае начала боевых действий, что уже через год им и пришлось делать в рамках боевой работы. Со снижением угрозы высадки германской армии в метрополии велосипедные части стали перебрасывать в колонии и на материк, так 25-й лондонский батальон был отправлен в Индию, а Huntingdonshire Territorial Cyclist Battalion во Францию.
Вопрос обеспечения достаточной мобильности средств поддержки пехоты для велосипедных батальонов оставался открытым. За несколько лет, прошедших с момента переоборудования в пулемётовозы АС Autocarrier, автомобильная техника быстро изменилась и, кроме того, что не приспособленные к военному использованию коммерческие шасси износились АС Autocarrier, они принципиально перестали удовлетворять военных. Для новых пулемётовозов были выбраны шасси дешевых, но уже полноценных автомобилей Билсайз (Belsize), не самой известной сейчас марки, зато дешевых и надежных.
Первый автомобиль Belsize Works из города Клейтон (Clayton), что около Манчестера, был выпущен в 1897 году под маркой Marshall и был практически копией машины такой же малоизвестной сейчас французской марки Hurtu, в свою очередь бывшей репликой с германского Бенца. В 1901-м году была выпущена машина с собственным двухцилиндровым двигателем , которая первой стала носить марку Marshall Belsize. В 1902-м году был выпущен первый 12-ти сильный автомобиль. В 1905 году начался выпуск еще более мощного Bellsize -18/24. В 1912-м году начался выпуск самого массового автомобиля фирмы с 4-х цилиндровым двигателем мощностью 14 л.с. Производство в Клейтоне было серийным, на фабрике до начала Первой мировой войны работало около 1,5 тысяч работников и выпускалось до 50 машин в неделю. Годовой выпуск составлял 2500 машин, что делало Билсайз одним из основных игроков на автомобильном рынке Британии.
Новые пулемётовозы на базе Belsize 10/12 hp принципиально ничем не отличались от машин на базе Autocarrier. Но новое шасси давало больше возможностей для перевозки и экипаж увеличили до 4-х человек. На стенке между кабиной и боевым отделением разместили стандартные держатели для винтовок, увеличился размер патронных ящиков, появилась возможность перевозки и части амуниции непосредственно на боевой машине. Ведения огня непосредственно с колёс не предусматривалось.
Перед водителем так же в рекламно-информационных целях при показе машин размещались доски с описанием, что такое перед публикой показывают на параде или демонстрационных учениях. Надписи абсолютно совпадают с теми, которые были на предыдущих машинах - 25th Cyclist Batt London Rgm M-G 1 или M-G 2, можно даже предположить, что они не просто совпадают, а действительно те же, что были и на AC Autiocarriers c 1910 года, и что их просто переставили на новые машины после износа старых ... машин, а не табличек. Пулеметное отделение на машинах, как отдельное подразделение, было достаточно мобильным, но для батальона Лондонских велосипедистов такой тип перевозки не совсем подходил. Машины не могли использоваться вместе с патрульными частями, должны были находится на базе. Только после доставки информации о вторжении десанта неприятеля вестовым велосипедистом и после принятия решения командиром пулемётные автомобили могли выехать на требуемое место их применения, где они уже могли быть к тому времени и не нужны. Стрелки-пулемётчик не могли скорректировать свой маршрут из-за отсутствия на борту боевой машины радиостанции, если ситуация изменилась.
С началом Первой мировой войны командование территориальной армии использовало подразделение велосипедистов 25-го Лондонского батальона для патрулирования морского побережья в районе Кента и Эссекса. Все побережье британских островов было разделено на участки между созданными к тому времени десятью батальонами велосипедистов Территориальных войск. В 1916-м году батальоны Территориальных сил были переименованы и стали Территориальными батальонами Бригады стрелков Принца Консорта (Territorial Battalion of The Rifle Brigade (Prince Consort's Own). В 1917-м году половина батальона 25th (city of London) Battalion была переброшена в Индию, где принимала участие в операциях в Вазиристане в 1917-м году и в третьей Афганской войне. В 1919-м году бойцы батальона приняли участие в печально знаменитой Амритсарской бойне, как это событие называют во всем мире или Армитсарским восстанием, как это называют в Британии, в которой погибло по данным разных источников от 380 до 1000 человек и было ранено не менее двух с половиной тысяч местных жителей. Использовались ли боевые пулемётовозы в Индии неизвестно. В 1922-м году часть была расформирована.
По примеру 25-го Лондонского батальона самокатчиков и другие велосипедные части Территориальных сил начали пробовать применять у себя различный механический транспорт для перевозки пулемётов. Так 1st Tower Hamlets Engineer Volunteer Corps (EVC) использовал для перевозки пулемета грузовик Рено. Тема пулемётовозов не получила распространения в обычных пехотных частях по той же причине, что и в велосипедных. Пулемёты, перевозимые на автомобилях, имели большую мобильность, чем сама пехота и были излишни, если их применяли только для перевозки. Гораздо интереснее военным были бронированные машины, которые не только перевозили пулемёты, но и могли их применять непосредственно с колёс.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Другие статьи о ранних попытках оснащения боевых машин пулемётами можно посмотреть здесь:
Драгуны на колесах. A.C. Machine Gun Carrier. 1910. Автопулемёты 25-го Лондонского велосипедного.
2.2. Simms Motor Scout - Первый вооруженный автомобиль
3.1. Davidson-Duryea Light 3-Wheeled Car - Пулемет на колесах
3.2. Davidson-Duryea Light 4-Wheeled Car - Пулемет становится на четыре колеса.
1.3. Kriegsfahrzeug Cudell
Источники:
https://www.25thlondon.com/bicycle.htm
https://25thlondon.wordpress.com/2014/05/01/machine-gun-carriers/