Найти в Дзене
Train and Brain

Рассказываем про "Совмещенный мир". Один из драйверов роста ВВП на ближайшее тысячелетие.

Оглавление

Грань между настоящим и виртуальным миром с каждым годом все больше стирается. Компании проектируют и обслуживают новые самолеты и поезда с помощью цифровых двойников, работники и студенты сдают экзамены в виртуальных классах, городские власти проектируют новые районы и автострады на имитационных моделях, а политики рассчитывают темпы глобального потепления с помощью компьютерной копии земли. Даже человек скоро начнет подбирать курс лечения или диету, сверяясь с показателями своего digital twin.

Это первая часть цикла #смешанный мир

Не игрушки

Долгое время индустрия развлечений была главным создателем продуктов виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. Появлялись все более сложные видеоигры и фильмы, которые полностью погружали зрителя в альтернативный мир. Не случайно символом VR-AR 2010-х годов стала популярная игрушка Pokemon Go. Пользователи во всех странах мира с остервенением ловили виртуальных покемонов, которых можно было увидеть на улицах городов через экран смартфона.

По оценкам PwC, еще в 2018 году на видеоигры в виртуальной реальности приходилась большая часть доходов от сегмента VR. Правда, наибольшие надежды были связаны с ростом использования VR при производстве видеоконтента. Интерес к VR все активнее проявляли правообладатели и платформы. Например, тестировать трансляции в формате виртуальной реальности начали в НБА, а онлайн-­кинотеатр Hulu приступил к созданию VR-шоу.

Игра Pokemon Go появилась в 2010-х годах
Игра Pokemon Go появилась в 2010-х годах

Но сегодня совмещенная реальность (MR) уже рассматривается как один из главных драйверов роста глобального ВВП в течение ближайшего тысячелетия. Например, в PwC прогнозируют, что уже по итогам 2030 года на работах, связанных с MR, в мире будут трудиться более 23 млн человек (против приблизительно 800 тыс. в ­2019-м). Оборот рынка и вовсе достигнет 1,5 трлн долл. (против 46,4 млрд долл. в 2019-м!). Очевидно, что такие фантастические суммы просто невозможно заработать, опираясь исключительно на индустрию развлечений. Виртуальная реальность на наших глазах становится одной из ключевых технологий индустрии 4.0.

В деле пригодится

Крупный бизнес начал погружаться в виртуальную реальность постепенно. Вначале возможности MR использовались преимущественно для организации обучения. Сегодня существует множество детально проработанных симуляций реальных рабочих процессов. Это может быть управление транспортными средствами, строительство или проектирование. Практика показывает, что обучение в условиях, максимально приближенных к «боевым», помогает лучше усвоить материал. Кроме того, бывшие ученики спокойнее действуют при возникновении нештатных ситуаций уже на работе.

Проектирование нового района с помощью VR
Проектирование нового района с помощью VR

Любопытный эксперимент, подтверждающий эту тенденцию, провели в Пекине. Обучающихся разбили на две группы и преподавали одну и ту же дисциплину: одной группе — классическим методом, а второй — с использованием VR. Среди участников первой успешно тест сдали 73%, а второй — 93% участников опыта. Кроме того, VR-группа показала более глубокое понимание темы и лучше закрепила полученные знания по результатам теста спустя две недели.

Однако долгое время виртуальное обучение оставалось привилегией крупного бизнеса из-за высокой стоимости оборудования. По данным аналитической компании IHS Markit, покупатели VR еще в 2017-м потратили на устройства для пользования технологией в три раза больше, чем на контент. Данный статус-кво фактически не менялся годами. По оценкам исследовательской компании Grand View Research, по итогам 2020 года около 65% выручки поставщиков услуг AR пришлось на продажу носимых устройств: шлемов, умных очков, перчаток.

Но цены на современные ­VR-устройства постепенно становятся доступнее. Кроме того, существует уже несколько тысяч самых разно­образных и не очень дорогих приложений для использования в MR. Как следствие, виртуальное обучение используют также представители малого и среднего бизнеса, образовательные учреждения.

Дополнительный стимул росту популярности VR-обучения дали ограничения из-за вируса COVID-19. По итогам опроса исследовательского центра EdWeek, прошедшего в 2020 году в США, 81% учителей сообщили, что увеличили опыт работы с VR из-за пандемии; 58% заявили, что в результате стали больше доверять технологии.

Однако взрывной рост спроса на виртуальную реальность вызван глубокой интеграцией MR с технологиями интернета вещей. Современные автономные датчики позволяют получать информацию с объектов (предприятий, транспортных средств) в режиме реального времени. Высокоскоростные стандарты связи (5G) обеспечивают передачу больших массивов информации, а технологии машинного обучения и больших данных позволяют оперативно анализировать их и вносить коррекцию в работу оригинала. Виртуальная реальность стала свое­образной оболочкой, которая наглядно демонстрирует работу искусственного интеллекта.

В сфере дизайна и проектирования использование этих технологий в комплексе с MR стали называть BIM-моделированием, а в промышленности — цифровыми двойниками.

Все смешалось

В последние годы весь комплекс технологий, позволяющих погружать человека в виртуальную реальность, объединяют под термином MR (Mixed reality — «совмещенная реальность»). MR развивается по двум основным направлениям.

Виртуальная реальность (Virtual reality, VR) — это созданная компьютером симуляция. Пользователь погружается в нее с помощью иммерсионных устройств: шлемов, перчаток, наушников, контроллеров распознавания жестов. Это не просто видео. Находясь в программе, пользователь своими действиями вносит изменения в окружающий его искусственный мир.

Дополненная реальность (Augmented reality, AR) — комплекс технологий, позволяющих добавлять к изображениям реального мира дополнительные цифровые слои, то есть строить виртуальный мир на основе существующих объектов.

Продолжение здесь

________________

У нас вышел новый выпуск журнала "Train and Brain"! Обязательно заходите в гости!

Очень ждем от вас обратную связь - лайки и комментарии! 💗