Собственно, предмет «Слушание музыки», о котором шла речь в предыдущей статье, служит подготовкой для предмета «Музыкальная литература».
Музыкальная литература – вещь более серьёзная. На ней планомерно изучается тот минимум, который необходимо знать любому грамотному музыканту. А минимум этот связан с самыми великими композиторами и их творчеством, причем в хронологическом порядке.
По сути, Музыкальная литература – аналог обычной литературы, которая преподаётся в общеобразовательных школах. Писатели и их творения, которые изучаются всеми детьми без исключения, создают некий культурный код общества. Так, почти любой представляет себе, кто такой Пушкин, может продолжить лермонтовское «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…», наслышан о «Войне и мире» и о «Преступлении и наказании». У музыкантов тоже есть свой общий «культурный код», который закладывается уже в музыкальных школах, а затем постепенно расширяется в колледжах и вузах. Ведь каждый из нас (музыкантов) хорошо себе представляет еще с музыкальной школы и Симфонию № 40 Моцарта, и Симфонию № 5 Бетховена, и оперу Чайковского «Евгений Онегин» и множество других произведений.
На музыкальной литературе не только изучаются произведения композиторов, но и происходит знакомство с их (композиторов) биографией и с вкладом каждого творца в музыкальное искусство. Так в идеале у детей должна сформироваться картинка эволюции музыки в Западной Европе и России (происходит ли это на практике – тот еще вопрос).
Что сложного детям на музыкальной литературе – так это запоминать биографии композиторов и учить музыку – готовиться к так называемым «угадайкам» или «викторинам». Чтобы облегчить ученикам жизнь, многие педагоги не заставляют конспектировать биографии композиторов целиком, а рассказывают все на уроках и просят записать конкретные данные, которые потом нужно выучить к контрольной работе (годы жизни композитора, где он родился, у кого учился, черты его стиля, список сочинений по жанрам). Некоторые преподаватели даже имеют свой сайт, куда выкладывают музыку, которую нужно будет узнавать на контрольной работе.
Из-за того, что музыкальная литература – предмет, направленный на запоминание, дети его недолюбливают. А вот что им действительно нравится – анализ музыки тем способом, которому они научились на слушании музыки. Музыка имеет определенную эмоцию, дети подбирают нужные слова для её описания, а затем определяют, как композитор добился такого эффекта.
Музыкальная литература – тот предмет, который позволяет ученикам музыкальных школ познакомиться с теми сочинениями, которые они не могут исполнять в специальном классе, и которые они вряд ли слушают каждый день (если только родители не любители академической музыки). И, в отличие от сольфеджио, непосредственно связан с живой музыкальной практикой.
—————————————————————————————————————
Другие статьи по теме:
2) Для чего нужен предмет "Слушание музыки"?
—————————————————————————————————————
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊