49,6K подписчиков

Рафаэль и Форнарина: какой была неверная возлюбленная божественного гения

11K прочитали
 Что могло их связывать – прославленного и богатейшего художника Высокого Возрождения, избалованного женским вниманием, главного архитектора Собора Святого Петра, украшавшего Сикстинскую капеллу в...

Что могло их связывать – прославленного и богатейшего художника Высокого Возрождения, избалованного женским вниманием, главного архитектора Собора Святого Петра, украшавшего Сикстинскую капеллу в Ватикане по заказу самого папы Льва X, – и простолюдинку, дочь булочника?

Мы можем только теряться в догадках, но её имя – Форнарина – ныне не менее известно, чем имя самого Рафаэля Санти, а история жизни овеяна множеством легенд, слухов, домыслов и предположений.

Маргерита Лути (Margherita Luti) – таково настоящее имя юной девушки, чей отец Франческо Лути был пекарем (итал. fornaio), откуда и пошло прозвище «Форнарина».

Рафаэль Санти (предположительно, картину заканчивал его ученик Джулио Романо). «Портрет молодой женщины». Между 1516-1520. Музей изобразительного искусства, Страсбург
Рафаэль Санти (предположительно, картину заканчивал его ученик Джулио Романо). «Портрет молодой женщины». Между 1516-1520. Музей изобразительного искусства, Страсбург

Считается, что Рафаэль встретил Маргериту в 1514 году, работая в Риме над росписью виллы Фарнезина, принадлежавшей банкиру и покровителю искусств Агостино Киджи. Загородный дом располагался на берегу Тибра в районе Трастевере, где, по некоторым данным, на Via Santa Dorotea жил булочник Франческо Лути со своей дочерью.

Художник искал модель для фрески «Амур и Психея», когда случайно увидел прелестную девушку, поразившую его воображение. Как всякий гений, Рафаэль Санти был впечатлителен и легко увлекался, да и мог ли быть равнодушен к красоте тот, кто её создавал? «Красивых женщин так же мало, как и хороших судей», – пишет он в 1515 году своему другу, поэту и прозаику Бальдассаре Кастильоне.

Рафаэль Санти. «Автопортрет», 1506. Галерея Уффици, Флоренция
Рафаэль Санти. «Автопортрет», 1506. Галерея Уффици, Флоренция
«Написал он портреты Беатриче Феррарской и других женщин, в том числе своей возлюбленной. А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда готов был им служить, почему и друзья его (быть может больше, чем следовало) ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам»,

– так свидетельствовал Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» (Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti). Однако не стоит безоговорочно доверять его суждению, поскольку Вазари родился в 1511 году – за 9 лет до смерти Рафаэля, – и не мог опираться на известные ему самому события. Кроме того, автор неоднократно подвергался критике за то, что чаще обращался не к архивным документам, а расспросам обывателей, сплетням и досужим домыслам, вносил в повествования элементы беллетристики и субъективное отношение, приукрашивая факты, или, наоборот, унижая тех, кого не любил.

«Портрет молодой женщины, или Форнарина» (фрагмент). Около 1518–1519. Национальная галерея старинного искусства (Палаццо Барберини), Рим
«Портрет молодой женщины, или Форнарина» (фрагмент). Около 1518–1519. Национальная галерея старинного искусства (Палаццо Барберини), Рим

Предание гласит, что, влюбившись в Маргериту и мечтая сделать её своей натурщицей и возлюбленной, Рафаэль выкупил дочь у предприимчивого, не обременённого нормами морали отца за 3000 золотых и снял для неё виллу (по некоторым утверждениям, на Via di Porta Settimiana).

Так началась история всепоглощающей страсти, которая стала для гения любовью всей его жизни.

По мнению искусствоведов и историков искусства эпохи Возрождения, существует два бесспорных изображения возлюбленной Рафаэля: «Портрет молодой женщины, или Форнарина», и «Дама с вуалью, или Донна Велата» (Ritratto di donna или La Velata – «женщина под покрывалом»).

Рафаэль. «Дама с вуалью, или Донна Велата», 1514–1515, Палатинская галерея. Палаццо Питти, Флоренция
Рафаэль. «Дама с вуалью, или Донна Велата», 1514–1515, Палатинская галерея. Палаццо Питти, Флоренция

Прослеживается очевидное сходство в лицах моделей, а кроме того, обращает на себя внимание рука, прикрывающая грудь одинаковым жестом. Но существует ещё ряд любопытных деталей, приоткрывающих завесу тайны над отношениями Гения и его Музы.

Считалось, что это была внебрачная связь: слишком отличалось общественное положение именитого художника и безвестной натурщицы.

 Что могло их связывать – прославленного и богатейшего художника Высокого Возрождения, избалованного женским вниманием, главного архитектора Собора Святого Петра, украшавшего Сикстинскую капеллу в...-6

Но обратите внимание на одинаковое украшение с большой жемчужиной в волосах на первом и втором портрете – такие драгоценности, как и покрывала на голове, носили только замужние римлянки.

На предплечье Форнарины хорошо виден браслет с надписью RAPHAEL URBINAS – Рафаэль Урбинский, – недвусмысленный намёк, кому принадлежит эта женщина душой и телом. А во время чистки и реставрации картины в 1999 году было обнаружено закрашенное кольцо на безымянном пальце левой руки.

 Что могло их связывать – прославленного и богатейшего художника Высокого Возрождения, избалованного женским вниманием, главного архитектора Собора Святого Петра, украшавшего Сикстинскую капеллу в...-7

Значит, Рафаэль Санти и Маргерита Лути были обвенчаны? Тогда почему не осталось ни одного документального свидетельства заключения брака?

Дело в том, что по настоянию могущественного кардинала Бернардо Довици Биббиена в 1514 году состоялась помолвка между Рафаэлем Санти и племянницей кардинала Марией. Однако год за годом свадьба по тем или иным причинам откладывалось Рафаэлем, пока наречённая невеста не скончалась.

Жан Огюст Доминик Энгр. «Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббиена». 1813-1814 гг. Музей искусств Уолтера, Балтимор, США
Жан Огюст Доминик Энгр. «Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббиена». 1813-1814 гг. Музей искусств Уолтера, Балтимор, США

По-видимому, открыто отказать такому влиятельному человеку художник не осмелился, надеясь, что со временем ситуация разрешится сама собой. А известие о тайном браке с простушкой Маргеритой спровоцировало бы грандиозный скандал и подорвало репутацию Рафаэля, лишив его покровительства Папы и заказов Ватикана.

Мягкий по натуре, не будучи в силах сопротивляться своей неодолимой любви к Форнарине, Рафаэль мучился чувством вины и раскаяния. Согласно его завещанию, на могильном камне несчастной Марии Биббиена выгравирована надпись, которая гласит: «Мы, Бальдассаре Турини да Пеша и Джанбаттиста Бранкони-далл'Аквила, душеприказчики и исполнители последней воли Рафаэля, поставили этот памятник его обручённой жене Марии, дочери Антонио да Биббиена, которую смерть лишила счастливого супружества».

Рафаэль Санти. «Автопортрет с другом». Около 1518–1520. Лувр, Париж
Рафаэль Санти. «Автопортрет с другом». Около 1518–1520. Лувр, Париж

Увы, повествуя о Рафаэле и Форнарине, мы не можем нарисовать идиллическую картину идеальной любви: девушка не отличалась постоянством и верностью возлюбленному, хотя оставалась его музой и натурщицей до самого конца. Одним из её любовников стал Агостино Киджи – владелец виллы Фарнезина, стены которой расписывал фресками художник; не обошла своими ласками ветреная Маргерита и его учеников.

Это для других он был признанным талантом, увенчанным славой, а для кокетливой Форнарины – всего лишь мужчиной, который от неё без ума. Может быть, так судьба посмеялась над Рафаэлем Санти: сколько сердец он разбил, покоряя женщин и тут же забывая о них! Для каждой он остался незабвенным, кроме той, которую любил до конца своих дней.

Существует мнение (не подтверждённое историческими документами), что на полотне «Сикстинская мадонна» (1513–1514, Галерея старых мастеров, Дрезден), заказанном папой Юлием II для своей гробницы, моделью для Мадонны послужила Форнарина, для фигуры св. Сикста – сам Папа, а для св. Варвары – его племянница Джулия Орсини
Существует мнение (не подтверждённое историческими документами), что на полотне «Сикстинская мадонна» (1513–1514, Галерея старых мастеров, Дрезден), заказанном папой Юлием II для своей гробницы, моделью для Мадонны послужила Форнарина, для фигуры св. Сикста – сам Папа, а для св. Варвары – его племянница Джулия Орсини

Рафаэль Санти скончался в Риме 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет. Цитируем всё того же безжалостного в своих суждениях Джорджо Вазари:

«И вот однажды после времяпрепровождения ещё более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару, и врачи решили, что он простудился, а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь, что ослабило его до полной потери сил. Тогда он составил завещание и первым делом, как христианин, отпустил из дому свою возлюбленную, обеспечив ей приличное существование…»
На фрагменте фрески «Афинская школа» (1510–1511), украшающей Станца делла Сеньятура («Зал указов») Ватиканского дворца Рафаэль в фигуре Птолемея изобразил самого себя
На фрагменте фрески «Афинская школа» (1510–1511), украшающей Станца делла Сеньятура («Зал указов») Ватиканского дворца Рафаэль в фигуре Птолемея изобразил самого себя

Однако современные исследователи полагают, что биограф ошибался: вероятно, именно респираторное заболевание и изнурительная лихорадка стали причиной фатального исхода – вернее, врачебная ошибка. Доктора, присланные Папой, неверно поставили диагноз и пытались снять жар очень распространённым в Средние века средством – кровопусканием, что ухудшило состояние Рафаэля.

Источники свидетельствуют, что папский посланник, прибывший к ложу больного, приказал, чтобы рыдающую Маргериту удалили из комнаты, так как не считал возможным передавать напутствие верховного правителя Святого Престола в присутствии распутной женщины.

Рафаэль. «Мадонна в кресле» (Madonna della sedia). Около 1513–1514. Палаццо Питти, Флоренция
Рафаэль. «Мадонна в кресле» (Madonna della sedia). Около 1513–1514. Палаццо Питти, Флоренция

Далее сведения о судьбе Форнарины расходятся. Согласно одним, получив после кончины Рафаэля немалое состояние, она продолжала вести разгульную жизнь и стала одной из самых знаменитых римских куртизанок.

Читайте также:👑

Другие исследователи, в частности, историк Антонио Валери и русский писатель, искусствовед Павел Павлович Муратов уверены, что Форнарина ушла в монастырь, где и находилась до конца жизни. Антонио Валери в 1897 году обнаружил в рукописях одной из римских монастырских обителей документ, датированный 18 августа 1520 года, где рукой новой послушницы внесена запись: «Маргерита Лути, вдова Рафаэля».

Жан Огюст Доменик Энгр. «Рафаэль и Форнарина», 1814 г, Гарвардский художественный музей, Кембридж, Массачусетс
Жан Огюст Доменик Энгр. «Рафаэль и Форнарина», 1814 г, Гарвардский художественный музей, Кембридж, Массачусетс

Столетия спустя художники вдохновлялись историей бессмертной любви. Образ Форнарины с одноимённого портрета использовал в своих полотнах Жан Огюст Доменик Энгр, а Пабло Пикассо создал серию рисунков, изображающую любовные забавы творца и его модели, за которыми подглядывают Папа Римский и Микеланджело.

Жан Огюст Доменик Энгр. «Большая одалиска» (фрагмент). 1814, Лувр, Париж
Жан Огюст Доменик Энгр. «Большая одалиска» (фрагмент). 1814, Лувр, Париж

Рафаэль Санти похоронен в римском Пантеоне. Эпитафия на его гробнице, сочинённая кардиналом Пьетро Бембо, гласит: «ILLE HIC EST RAPHAEL TIMUIT QUO SOSPITE VINCI / RERUM MAGNA PARENS ET MORIENTE MORI» (Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть).

 Что могло их связывать – прославленного и богатейшего художника Высокого Возрождения, избалованного женским вниманием, главного архитектора Собора Святого Петра, украшавшего Сикстинскую капеллу в...-15

Дата смерти и место упокоения женщины, которую он любил до последнего вздоха, никому не известны.

 Что могло их связывать – прославленного и богатейшего художника Высокого Возрождения, избалованного женским вниманием, главного архитектора Собора Святого Петра, украшавшего Сикстинскую капеллу в...-16

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Встретимся на канале!

Феличе Скьявони. «Рафаэль и Форнарина»
Феличе Скьявони. «Рафаэль и Форнарина»
Йоханн Евангелист Шеффер фон Леонхардскоф.  «Рафаэль и Форнарина», 1821. Новосибирский художественный музей
Йоханн Евангелист Шеффер фон Леонхардскоф. «Рафаэль и Форнарина», 1821. Новосибирский художественный музей
 Что могло их связывать – прославленного и богатейшего художника Высокого Возрождения, избалованного женским вниманием, главного архитектора Собора Святого Петра, украшавшего Сикстинскую капеллу в...-19