Так как текущая загрузка ставит даже уже реализованные проекты пол угрозу неокупаемости
По данным за 9 месяцев 2021 года, мощности российских портов за исключением трубопроводного транспорта оцениваются в 800,3 млн тонн. При этом железная дорога обеспечила 50% грузооборота морских гаваней. Такие данные озвучил председатель Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Ассоциации морских торговых портов Дмитрий Морозов, выступая на «Транспортной неделе».
История вопроса:
– Полагаю, что нас ожидает замедление инвестиций в портовые мощности РФ. Они уже достаточно развиты и развивать их на перспективу не имеет смысла. Так как, грубо говоря, доехать до портов невозможно, – отметил спикер. – Ведь все мы видим тенденции практически ручного управления провозными мощностями сети, приоритетами перевозки по узким участкам железной дороги и т.д.
Текущие портовые мощности, которые уже реализованы частными инвесторами, гораздо больше провозных мощностей железных дорог, подтвердила иректор по портовым и железнодорожным проектам Уральской горно-металлургической компании Ирина Ольховская.
– По нашим оценкам, профицит портовых мощностей в РФ по углю сейчас составляет 137,7 млн тонн. Из них 73 млн тонн приходится на порты Дальнего Востока, 35,6 млн тонн – на южные порты и 29,1 млн тонн – на порты Северо-Запада. В своих расчетах мы сравнивали договорные обязательства морских гаваней и те фактические объемы, которые туда доехали, – пояснила спикер.
По мнению Ирины Ольховской, от недозагрузки страдают и новые морские терминалы, и старые. Причина – в перераспределении грузопотоков. Например, вводится в эксплуатацию новый терминал, пояснила эксперт. РЖД, как объект естественной монополии, действует согласно правилам недискриминационного доступа и распределяет грузы пор сети равномерно. В итоге, и новые, и старые порты остаются недозагруженными.
– В 2020 году мы успешно реализовали проект строительства третий очереди специализированного угольного комплекса АО «Восточный порт». В результате мы кратно нарастили мощности на Дальнем Востоке: с 25 до 50-55 млн тонн в год. И сейчас мы находимся в зоне риска неокупаемости текущего проекта, не говоря уже о каких-то новых. И основная ричина – в кратном превышении портовых мощностей над провозными мощностями железной дороги, – резюмировала Ирина Ольховская.
Напомним, по итогам 2017 года, российские морские порты нарастили свою загрузку до рекордных за последние десять лет 76,7%. LR
#морскиепорты #загрузка #мощности